Российская Конституция и конституционализация правового порядка (некоторые вопросы теории и практики)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

можно выделить несколько ключевых сфер конституционализации правового порядка: 1) социальная защита и социальные права граждан; 2) гражданские и политические (особенно избирательные) права и свободы; 3) предпринимательская деятельность и защита права собственности; 4) престиж президентской власти; 5) правосудие и уголовно-процессуальные права граждан.

Активную роль Конституционный Суд РФ проявляет в конституционализации институтов социальной защиты и социальных прав граждан. В решениях Суда признавалось безусловное право политического выбора законодателей при принятии решений по вопросам социальной политики*(17). Суд не оценивает целесообразность решений законодателя по вопросам социальной политики, поэтому не может устанавливать конкретные размеры пенсий, пособий, виды льгот. Вместе с тем Суд проверял решения законодателя на соответствие Конституции РФ и выяснял, соблюден ли в проверяемых нормах баланс конституционных ценностей демократического правового социального государства. В Постановлении от 24 мая 2001 г. Суд конституционализировал обязанность государства обеспечивать равные условия реализации приобретенных социальных прав с соблюдением принципа равенства, закрепленного ст.19 Конституции РФ*(18). В Определении от 6 ноября 1998 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Челябинской области о проверке конституционности ст.4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Конституционный Суд отметил, что среди полномочий федерального законодателя в сфере социальной защиты граждан есть обязанность принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять механизм реализации этих законов, включая степень и формы участия в ней органов государственной власти субъектов Российской Федерации*(19).

Если принцип равенства социальных прав может быть обеспечен конституционным правосудием в ходе абстрактного или конкретного контроля, то обязанность законодателя принимать законы по социальной защите нуждающихся категорий граждан, даже в случае ее конституционализации, является предметом законодательной политики и связана с установленной налоговой системой и экономическими возможностями государства.

Ряд гражданских и политических прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, искажались нормативно-правовыми актами законодательных и исполнительных органов государственной власти или правоприменительной практикой (в том числе судебной). Поэтому Конституционный Суд РФ проводил конституционализацию личных (гражданских) и политических прав и свобод: права на признание гражданства по рождению, свободы передвижения и выбора места жительства, свободы совести и равенства прав религиозных объединений, равенства избирательных прав российских граждан на территории различных субъектов Федерации и др.

Судебно-конституционный контроль не раз оказывал воздействие на сферу предпринимательской деятельности и защиты права собственности, тем самым проводя в жизнь конституционные принципы экономического строя, осуществляя или поддерживая конституционализацию частного права. Эта проблема комплексно проанализирована в работе Г.А. Гаджиева*(20). В одном из последних решений Конституционный Суд РФ конституционализировал имущественные права на спорную вещь добросовестных приобретателей

Похожие материалы

Информация о работе