Россия во второй половине XVI века: Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям дисциплины “История России”, страница 4

1. Заручиться поддержкой со стороны церкви в проводимых реформах.

2. Дополнить эти централизаторские мероприятия соответствующими реформами в церкви, придав последним государственный характер.

В начале заседания собора царь обратился с призывом одобрить и другие реформы, а также поставил ряд вопросов относительно “исправления” церковных дел. Помимо осуждения получивших широкое распространение пороков в поведении церковников и принятия мер по наведению порядка в их среде. Собор продолжил формирование единого нового пантеона русских “святых”, что способствовало преодолению местного сепаратизма в церковных организациях.

По вопросу о землях дело кончилось компромиссом: земли, приобретенные церковью в 1553 г. отдать прежним владельцам, а впредь покупать и продавать земли можно было только с царского разрешения. “Стоглав” запретил церковникам заниматься ростовщичеством - деньгами и натурой (“хлеб внаем”) . На практике решения Стоглава нарушались. Лишь в период Ливонской войны правительству удалось добиться Соборного приговора 1581 г. о запрещении церкви приобретать вотчины. Тем не менее, шаг к централизации церкви был сделан.

Отдельные главы Стоглава прочтите в Хрестоматии с. 62-66.

Административные реформы.

Самая крупная реформа - отмена кормлений в 1555 - 1556 гг. В пограничных городах для управления войском назначались служилые люди - воеводы, которым со временем стала даваться и судебно-административная власть. Во всех других местах вводилась система своеобразного управления. Из зажиточных черносошных крестьян (“лучших людей”), верхушки торговых выбирались земские старосты, которые должны были заниматься раскладкой налогов и повинностей и разбирать судебные дела. Предоставляя более широкие возможности для участия в местном управлении служилому дворянству, черносошным крестьянам и купечеству, земская реформа, проведение которой затянулось до 70-х гг. ХVI в. усилила централизацию управления на местах, потому что выборные люди были подчинены правительственным учреждениям и являлись землями государственного аппарата. Надзор за деятельностью земских старост осуществлялся губными старостами (губная реформа была завершена в середине 50-х гг. ХVI в.), а в северных черносошных волостях морскими приказами “четвертями”.

“Губная” реформа укрепила власть на местах: губные учреждения стали сословно-представительными органами.

С земской реформой усилилась централизация суда и финансов в стране. Прямая связь  между государством и населением через органы местного самоуправления превращала жителей бывших уделов в подданных государства, подчиненных его законом.

Новый Судебник 1550 г. и учреждение повсеместно выборных земских властей были между собой неразрывно. Отмена кормлений не прибавила стройности и профессионализма системе местного управления. Верховная власть пока не могла обойтись без участия в управлении страной представителей сословий (сказалась слабость государственного аппарата).

Оценивая реформы нужно рассматривать, насколько элементы старого, веками установленного уклада удалось подломить и потеснить, к примеру, местничество. События более поздних лет уничтожили многие результаты этих реформ. Их недолговечность и очернительство Иваном IV привели к недооценке их глубины и масштаба.

ВЫВОД: реформы “Избранной Рады” имели тенденцию направить развитие страны на иной путь, чем военно-феодальная диктатура в политическом устройстве,

крепостничество в экономике, а именно на путь укрепления сословно-представительной монархии, что представляется несомненным.

Реформы привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам. Это - присоединение (завоевание) Казанского, Астраханского царства, Сибири, победы в начальном периоде Ливонской войны. В 1556 г. Русское государство и Золотая Орда поменялись ролями и последняя признала зависимость от Руси.

Вопрос 2. ОПРИЧНИНА.

1. Идеологическая подготовка опричнины.