Экологическая безопасность судовых дизельных энергетических установок

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Содержание работы

10. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СДЭУ

10.1. Характеристики токсичных отходов СДЭУ

Защита окружающей среды, которой не так давно уделяли мало внимания, постепенно выдвинулась в число глобальных проблем человечества. Все дело в неконтролируемом потреблении углеводородных топлив и выбросов от их использования. Постоянное увеличение того и другого уже вызывает нарушение естественного процесса самоочищения биосферы и представляет угрозу жизни человека. Чтобы остановить этот процесс, подписаны международные соглашения, приняты государственные постановления и программы защиты окружающей среды от вредных выбросов. В некоторых странах эти программы имеют статус национальных приоритетов.

Как и все другие объекты деятельности человека морские и речные суда являются источником экологической опасности. Хотя в общем балансе доля загрязнения биосферы судами сравнительно мала и не превышает 3%, в местах интенсивного судоходства и в портах создается устойчивый уровень загрязнения атмосферы и воды, превышающий предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 10÷15 раз. Основным судовым источником загрязнения окружающей среды является энергетическая установка. На ее долю приходится примерно 60÷80 % токсичных отходов. Токсичными называют отходы, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Среди токсичных отходов СДЭУ наиболее вредными для природы являются нефтесодержащие воды и выбросы с отработавшими газами дизелей.

Нефтесодержащие воды образуются в результате протечек воды, топлива и масла из трубопроводной арматуры (клапаны, клинкеты, задвижки), сальников насосов, дейдвудных уплотнений и т.п. Эти протечки скапливаются под льялами машинного отделения. Туда же попадают нефтепродукты от промывки топливных и масляных фильтров, отходы сепарации и случайные разливы горючесмазочных материалов (ГСМ). Концентрация ГСМ в нефтесодержащей воде колеблется в широких пределах и во многом зависит от технического состояния механического оборудования и в не малой степени от культуры его обслуживания и ремонта. Обычное содержание ГСМ находится в пределах 200÷500 г/м3.

Помимо льяльных вод нефтепродукты содержатся в отходах сепарации. Количество этих отходов в виде шлама ГСМ достигает до 1% от объема топлива и масла, прошедших сепарацию. Были попытки использовать отходы сепарации в качестве добавки к топливу для вспомогательных котлов, однако широкого распространения данный способ утилизации не получил. Причина заключается в том, что добавки нефтесодержащего шлама к штатному топливу увеличивают в выпускных газах котлов содержание токсичных веществ и сажи. При этом необходимая очистка газов от сажи и нейтрализация токсичности требует дополнительных и не малых затрат. Значительно дешевле шлам от сепараторов собирать в сборные емкости и сдавать на берег. В равной мере отмеченное относится и к отработавшему маслу от дизель-генераторов. Его собирают и сдают на берег для регенерации.

Отработавшие газы (ОГ) дизелей представляют собой сложную газовую смесь, содержащую более 200 компонентов. Четыре компонента азот (), кислород (), диоксид углерода () и вода () составляют 99÷99,9% объема ОГ. С точки зрения экологии они не представляют интереса, поскольку нетоксичны. Остальные 0,1÷1% объема ОГ – компоненты, которые представляют экологическую опасность. Их опасность принято оценивать двумя характеристиками: токсичностью и дымностью.

Под токсичностью ОГ понимают газообразные компоненты, которые оказывают вредное воздействие на окружающую среду, живую природу и человека. Среди множества токсичных компонентов примерно 80÷95 % приходится на долю пяти из них, табл. 10.1. Степень их вредности различна и в относительном виде может быть выражена соотношением:

СО : СНх : SOх : NOх : RCHO = 1 : 2 : 16 : 40 : 40.

Таблица 10.1

Состав токсичных компонентов ОГ дизелей

Компонент ОГ

Концентрация,

г/м3

Удельный выброс,

г/(кВт∙ ч)

ПДК в воздухе рабочей зоны,

мг/м3

Оксиды азота,

 (, )

Окись углерода,

Углеводороды,

Оксиды серы,

Альдегиды, RCHO

Сажа,

1,5÷8

0,25÷2,5

0,25÷2,0

0,1÷0,5

0,001÷0,04

0,05÷0,5

8÷30

0,5÷6,0

0,25÷2,5

0,4÷1,5

0,05÷0,2

0,25÷0,5

2

20

-

4

0,2

4

В перечне основных токсичных компонентов бесспорно лидируют оксиды азота. В ОГ дизелей содержится около 10 соединений азота с кислородом, но доминантой является , его доля составляет 95÷98% от всех оксидов. Остальные 2÷5% – высшие оксиды азота:  и т.д. Оксид азота образуется в камере сгорания двигателя во время горения топлива. Окисление осуществляется по двум цепным реакциям

.

Первая реакция является определяющей и эндотермической. Последнее означает: окисление азота может проходить только при затратах теплоты в условиях высоких температур (реально более 2000 К); выход  не зависит от химического состава топлива; продолжительность протекания реакции, а соответственно и количество образующегося оксида азота зависит от температуры, табл.10.2.

Таблица 10.2

Похожие материалы

Информация о работе