Экологическая безопасность судовых дизельных энергетических установок, страница 3

Итак, перечисленные выше вещества загрязняют водную и воздушную среду. К тому же многие из них обладают токсическими свойствами и могут вызывать тяжелые заболевания человека. Все это требует специальных мер, направленных на предотвращение негативного воздействия выбросов СДЭУ на биосферу, иначе говоря, проектируемая установка должна быть экологически безопасной.

10.2. Нормирование и контроль вредных выбросов

Нет необходимости доказывать, что загрязнения биосферы отрицательно влияют на живые организмы. При определении критериев реальной опасности загрязнений одной из главных задач становится установление зависимостей неблагоприятных последствий от количества вредных веществ. На основании этих зависимостей нормируется уровень экологичности. Существуют два типа нормирования: санитарно-гигиенический и технический.

Санитарно-гигиенические нормы определяют ПДК вредных веществ, которые при любой длительности воздействия не оказывают отрицательного воздействия на человека. Различают ПДК для жилой и рабочей зоны. Нормы предельных концентраций вредных веществ для рабочей зоны менее жесткие, они в зависимости от конкретного компонента в 4÷25 раз больше ПДК жилой зоны. Различие в этих нормах весьма существенное и объясняется тем, что человек в рабочей зоне находится ограниченное время.

Техническое нормирование осуществляется исходя из реальной возможности обеспечения требуемого уровня экологичности вредных выбросов. Технические показатели экологического уровня регламентируются различными нормативно-техническими документами: ОСТ, ГОСТ, Правилами и т.д. В этих документах оговариваются предельные значения удельных выбросов наиболее вредных веществ.

Требования по экологической безопасности судов разрабатывает Морская международная организация (International Marine Organization – IMO). Эти требования в виде стандартов IMO, приложений и протоколов конвенции МАРПОЛ 73/78 регламентируют технические, организационные и правовые вопросы защиты окружающей среды на море. Техническими требованиями определяются средства и необходимое оборудование для очистки вредных выбросов, оговариваются предельные уровни токсичности отходов. Организационными требованиями предусматриваются периодические освидетельствования судов на предмет их соответствия положениям конвенции МАРПОЛ. В правовой части содержатся условия по контролю соблюдений требований правильной эксплуатации природоохранного оборудования и штрафные санкции при их нарушении.

Регламентирующие требования к нефтесодержащим отходам СДЭУ определены Приложением Ι конвенции МАРПОЛ 73/78. Согласно этому приложению концентрация ГСМ в воде, выкачиваемой за борт, ограничена величиной 15 г/м3. В приложении оговариваются также и технические средства для очистки льяльных вод. К ним относятся:

- сборные емкости, в них накапливается и хранится нефтесодержащая вода, которая после прихода судна в порт передается на плавучие очистные станции для последующей очистки;

- фильтрующее оборудование, имеющее в своем составе автоматическое устройство для закрытия сливных забортных клапанов, срабатывающее, когда содержание ГСМ в очищенной воде превышает предельную величину.

В приложении Ι существуют поправки, предусматривающие более жесткие требования к выбросам нефтесодержащих вод с судов, эксплуатирующихся в прибрежных районах. Для этих судов вся вода с ГСМ должна накапливаться в сборной цистерне и передаваться в порту на берег. Объем сборной цистерны назначают такой, чтобы ее хватило для накопления льяльной воды за все время пребывания судна в прибрежных районах.

Что касается речных судов, то нормы по глубине очистки нефтесодержащих вод регламентируются национальными правилами. Например, санитарно-гигиеническими требованиями Российской Федерации разрешается сброс за борт воды с концентрацией ГСМ не более 10 г/м3.