Система планово-предупредительного ТО и ремонта машин, страница 2

Постепенные неисправности - следствие естественного непрерывного процесса из­нашивания и возникает постепенно.

Причины, вызывающие неисправности машин:

1) Резкое изменение условий работы машины, при которых она не в состоянии про­должать работу (поломка детали или узла, залипание рабочих органов, уменьшение дав­ления).

2) Нарушение установленных регулировок механизмов и сопряжении (изменение за­зора, повышение температуры, изменение давления, натяжения).

3) Изнашивание деталей в процессе работы машины (основная причина неисправно­сти).

Задача техническом эксплуатации машины состоит в том, чтобы изучить причины воз­никновения неисправностей, предупредить неисправность и обеспечить нормальное тех­ническое состояние машины.

Изнашивание - постепенное изменение формы и массы детали, изменение их физиче­ских свойств. Результатом изнашивания является износ, т.е. изнашивание это процесс, из­нос это результат изнашивания, численное выражение процесса изнашивания. Изнашива­ние - неизбежный процесс при эксплуатации машин, сложное явление, которое, происхо­дит под действием многих внешних факторов (механические, химические, тепловые).

Существует несколько теорий износа:

1) Механическая - объясняет процессы, происходящие на поверхности трущихся де­талей как механическое воздействие, в результате чего происходит^ при относительном движении тел, зацепление и сдвиг микро неровностей, их деформация.

2) Молекулярная - объясняет процессы, происходящие на трущихся поверхностях, молекулярным взаимодействием.

3) Молекулярно-механическая - механическое и одновременно молекулярное взаи­модействие.

4) Окислительно-коррозионное - объясняет процессы трения активным окислением микрообъёмов, происходящим под действием пластических деформаций.

5) Тепловая теория - определяющим фактором считаются температурные процессы, которые вызывают рекристаллизацию, отпуск, закалку. Наиболее истинная 3.

Виды износа:

1) «Износ-схватывание» - процесс разрушения поверхности, выражающийся пласти­ческими деформированиями поверхностных слоев, процесс возникновения и разрушения местных металлических связей между контактирующими поверхностями (трение-скольжение с относительно небольшими скоростями и удельным давлением, превышаю­щим предел текучести металла, температура до определённых значений заметного влия­ния при этом не оказывает), наиболее не желателен.

2) Окислительный - результат диффузии кислорода в металл пластически деформи­руемых поверхностей. Образуются твердые плёнки окислов металла, что резко ухудшает условия трения и приводит к износу (трение-качение, трение-скольжение - ведущий вид . износа, для стенок цилиндров двигателя, для рабочих органов землеройных машин, где он сопутствует абразивному износу).

3) Тепловой износ - процесс интенсивного разрушения поверхности вследствие на­грева зоны трения до температуры размягчения металла (трение-скольжение с большими скоростями и большим удельным давлением).

4) Абразивный износ - процесс разрушения деталей при трении скольжения, который характеризуется с резанием металла в тонком поверхностном слое, срезание происходит твёрдыми абразивными частицами (рабочие органы землеройных машин, детали гусенич­ного хода, преобладает при работе поршневой группы, шеек колен вала).

5) Осповидный - процесс разрушения поверхности детали, обусловленный пластиче­скими деформациями сжатия, упрочнение поверхностных слоев, возникновение остаточ­ных напряжений. Усталость металла, трение-качение, характерными признаками этого вида износа является появление микротрещин в поверхностных слоях, возникновение групповых и одиночных впадин на поверхности (зубья тяжело нагруженных шестерён).

Факторы, влияющие на износ машин.

1) Конструкторские (от конструкции); 2) технологические факторы; 3) эксплуатацион­ные.

1. Размер и форма сопряжения, начальные зазоры и посадки, величины давления, вид материала и его свойства.

2. Качество материала, вид термической обработки, класс частоты, точность сборки и т.д.

3. а) показатели, оценивающие режим работы машины (скорость, нагрузка на детали, характер изменения нагрузки, характер чередования запусков и остановок машин, темпе­ратура и т.д.

б) показатели, характеризующие качество применяемых сортов топлива и приме­няемых сортов смазки. Отрицательно влияет на износ наличие абразивных частиц и воды, как в топливе, так и в смазке.

в) своевременность и высокое качество проведения ТО.

г) температура окружающей среды и сезонность работ, чтобы уменьшить влияние этих факторов надо соблюдать сорт масла, обеспечивать утепление и охлаждение двига­теля.