Социология как наука и учебная дисциплина, страница 4

Основные теоретические направления современной соц-ии

Современная соц-ия хар-ся следующими основными теоретич-ми напрвлениями:

·  Структурный функционализм (Порсонс и Мертон). Стр-й функ-зм  сосредоточен на изучении структуры и функции работы соц-х явлений. Первоначально теоретики исходили из того, что все функционально. В дальнейшем они отказались от этого утверждения. Структуры общества выполняют как явные функции, так и скрытые. Структуры общества осуществляют и дисфункции. По своим функциям структуры общества взаимозаменимы. Парадигма структурного функ-ма  была в 20в главной.

·  Бихевиоризм – теория соц-го поведения. Он сильно показал себя в Америке (Хоманс и Блау). По своему происхождению и хар-ру бихевиоризм близок к биологии и психологии. Представители этой научной школы в соц-ии исходили из того, что наука должна заниматься непосредственно наблюдаемыми сторонами жизни, т.е. поступками, действиями людей.

                            стимул                   реакция 

На следующем этапе бихевиористы усложнили формулу и ввели промежуточное       звено:

                                      стимул                 пром-ые псих-ие перем-ые                 реакция

Используя такие подходы, ученые пришли к ряду фундаментальных выводов, ряду законов поведения общества (Хоманс).  Х   выразил общественную мысль, что поведение человека определяется вознаграждением и наказанием. Более вероятным является такое действие человека, которое в прошлом вознаграждалось. В схожих или аналогичных ситуациях человек выбирает поведения, которые вознаграждаются. Чем больше вознаграждение, тем больше вероятность того, что человек поступит положительно. Если человек не получит вознаграждение, то он станет обиженным и агрессивным. Если человек получает неожиданное вознаграждение, то он принимает его и старается ответить на него.  В бихевиоризме разработана теория подчинения одних людей другим.

·  Символический интеракционизм - теория соц-го взаимодействия (связи между людьми). Символич-й  интеракционизм имеет связи и  с европейскими научными школами (Кули, Мид). В их работах еще не было предложено понятие «символ-й интр-зм». Это понятие сформулировал Блумер. Кули предложил первоначально: « общество – это отношения между  !!!!! личностей». Исследуя механизмы соц-го взаимодействия на уровне соц-го сознания.  Институты отмечали, что в соц-м взаимодействии присутствуют: наша самооценка и оценка других людей. С точки зрения этой научной школы соц-ое взаимодействие определяется значениями, которые   люди предают одним и тем же предметам. Институты отмечают, что значения, которые люди придают предметам и ситуациям не столько заранее заданы, сколько формируемы во взаимодействии между людьми. Эта теория предает большое значение символам, которые используются во взаимодействии между людьми.

·  Структурализм – теория, которая первоначально появилась в языкознании, а затем широко распространилась на другие науки (французские ученые: Стросс, Фуко). В рамках системы языка, культуры, общества первичными являются отношения структуры, т.е. в обществе определяют все не люди, а отношения. Структуры считают, что «человек» не научное понятие. Структуры в анализе общества идут путем поиска аналогии со структурами языка.

Новейшие соц-ие теории, которые тяготеют к 21в были замечены в 80-х годах (Луман, Хабермас). Они предложили новые подходы – кибернетич-ий подходы информатики и т.д. Центральное место в теории Лумана и Хабермаса занимает проблема коммуникаций и становится элементарной частицей. В современных условиях соц-ия еще должна определится с выбором новых теорий, которые определят ее будущее.

Лекция. Методы социального исследования.