Социология как наука и учебная дисциплина, страница 2

Тема №2:    О становлении социологии

Предпосылки возникновения соц-ии

Истоки соц-й науки прослеж-ся еще в  античной фил-ии (Платон, Аристотель – 5в-6в до н.э.). Некоторые истоки соц-ии считают, что соц-ые подходы уже достаточно широко присутствуют в трудах известного восточного ученого Ибн Халодун (14в). Процесс формирования соц-й науки относится к 18в-19в. Она формируется   в связи с переходом ряда ведущих стран к пром-му обществу. Современное общество – это общество со второй половины 19в на западе, по своему хар-ру – это время буржуазных революций, пром-х революций и крупных пром-х предприятий. Этот процесс вызвал большое кол-во полит-х  перемен. Одним из таких изменений явилось перемещение населения из деревни в город.  Тогданская фил-ия была великой фил-й(труды Монтескье, Руссо). Первоначальники соц-ии были тоже фил-фы.

     Теоретические предпосылки появления соц-ии связаны с достижениями естественных наук и с неудовлетворенностью философскими объяснениями процессов в обществе. Родоначальниками соц-ии были Сен-Симон (1760-1825) и Кант (1798-1857). Они были по направлению позитивистами.  Сен-Симон был еще и социологистом-утопистом. Его взгляды весьма оригинальны , но однако и отрывочны.

     Кант считается первым соц-м, но большенство идей он взял у Сен-Симона. Для Сен-Симона основным законом выступает ньютоновский закон, о обществе он проявляется как отталкивание и притягивание люда. Специфика общества по Канту и Сен-Симона: общество в его развитии двигают идеи людей. Развитие общества происходит т.о., что оно до конца использует те идеи, которые есть в обществе, наступает стадия критики этих людей (замена язычества на христианство). Заслуга Сен-Симона в том, что он указал ту эпоху, в которой сфор-сь соц-ия, т.е. общество переходит к пром-й стадии.  Сен-Симон и Кант предложили для новой соц-й науки такую методологию, которая заключалась в том, что  они призывали соц-гов к применению таких признаков познания как  !!!!!!  Еще один приецип соц-ии – принцип квантификации(измерение кол-х оценок соц-х явлений. Верификация – док-во соц-х явлений. Этот принцип помогает различать филос-в и соц-в.  Сен-Симон и Кант имеют много наследий. Неопозивисты – Нас-ки Сен-Симона и Канта. Наиболее выдающимся социологом был английский ученый Герберт Спенсер.

Классики соц-ии

Классический этап соц-ии выдел-ся особо и по времени относился ко второй половине 19в и первыми десятилетиями 20в  Герберт Спенсер (1820-1903) приобрел большую популярность своими книгами. Собственные достижения Герберта Спенсера заключались в том, что он сравнил природные и соц-е процессы, природные организмы и соц-ую систему; он отметил, что есть сходство. Научными достижениями Герберта Спенсера явл-ся закон соц-й эволюции. Возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности сопровождается неизбежно возрастанием разнородности его политики и экономики, языка, науки, искусства и литер-ры. Исследуя стадии развития общества Герберт Спенсер  определяет 2 типа обществ:

·  воспитанное (власть находится в руках монархов, тер-ия расшир-ся методом захвата)

·  промышленное (пром-ое произв-во определяет общественную жизнь)

Если Герберт Спенсер позитист, то большенство др. классиков не позитисты. К числу непозитистов относятся Маркс (1818-1883) и Энгельс (1820-1895). В современных условиях к ним преобладает негативное пренебрежительное отношение. Их наследие содержит достаточно много социологических подходов и теорий, но они соединены с эконом-ми. Финан-ми и правовыми взглядами. Труды М и Э, которые больше относятся к соц-ии: «Капитал»; к критике полит-й экономики: «Классовая борьба во Франции. Теоретическое достижение М и Э заключается в том, что М рассматривая развитие общества дал оригин-ю хар-ку этапов развития общества, используя категорию общ-й формации. В этой хар-ке основное значение имеют экономические факторы жизни общества. Значительное место у М занимает проблема классовой структуры и отношение между классами в обществе, проблемы, конфликты между классами. Еще одноц проблемой является проблема отсуждения – разрыв, нарушение единства соц-го субъекта и какой-либо его функции.