Основные термины психологии, страница 6

2)  Взаимоотношение личности и группы;

3)  От сущности решаемой проблемы.

Пример С.Аш. «Метод подставной группы».

Различают нормативное и информационное влияние группы.

Нормативное - это влияние большинства и групповое мнение является нормой обязательной для выполнения.

Информационное влияние- это влияние меньшинства и групповое мнение является лишь информацией для размышления.

Внешняя и внутренняя конформность.

Групповая сплоченность:

2 подхода исследования групповой сплоченности

1 подход: социометрия (Дж.Морено) Метод основан на проведении анкетирования в группе, все вопросы в анкете являются открытыми и направленными на выявления симпатии и антипатии в коллективе. Степень сплоченности тем выше, чем больше людей взаимоположительно выбирают друг друга.

2 подход:  Стратометрический подход (А.Петровский).

(((рисунок: 3 кружочка, как в дартсе с цифрами 1,2,3)))

1- наличие эмоциональных отношений в группе;

2- ценностно-ориентированное единство в группе;

3- наличие общей цели совместной деятельности.

Лидерство и стили руководства

3 подхода к возникновению лидера:

1) Теория черт;

2) Ситуационная теория;

3) системная теория лидеров.

Стиль руководства:

1)  Авторитарный стиль- это жесткое, единоличное принятие руководителем всех решения, жесткий контроль за выполнением принятых решений с угрозой наказания.

2)  Дипломатический стиль - управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблем с учетом мнений и инициатив сотрудников, контроль за выполнением принятых решений осуществляется и руководителем и самими сотрудниками.

3)  Попустительский или либеральный. Все могут высказывать свои позиции, но реального их учета, согласования их нет. Отсутствует контроль за выполнением принятых решений.

   Типы руководителей     

((( рисунок ось Х - забота о производстве, У - забота о людях. Ставим точки с координатами (1;1)-пессимист, (9;1)-диктатор, (1;9)- либерал, (9;9)- организатор, (5;5)-манипулятор)))

Процесс ведения деловой беседы включает ряд этапов

1) Подготовка к беседе, установление места и времени встречи ( в 1-ой половине дня).

2) Начало беседы. Недопустимы следующие варианты начала беседы:

а) неуверенность, обилие извинений;

б) неуважение, пренебрежение к партнеру;

с) с фраз нападения.

Для начала беседы чаще всего пользуются  4 основными приемами:

a)  Метод снятия напряжения (несколько приятных фраз личного характера, легкая шутка);

b)  Метод зацепки (необычный вопрос, личные впечатления, краткое изложение проблемы);

c)  Метод стимулирования воображения (постановка ряда вопросов, которые должны быть рассмотрены в процессе беседы);

d)  Метод прямого подхода (непосредственный переход к делу без вступления).

3) Постановка проблемы, передача информации.

1-ый вопрос беседы должен быть коротким, интересным, но не дискуссионным, лучше начинать с более выполняемого предложения. Необходимо обосновать свои суждения, не употреблять слов с двойным значением и фраз, которые можно неверно истолковать.

Способ передачи информации нужно привести в соответствии с мотивами и уровнем профессиональной компетентности партнера.

Необходимо перейти от монолога к диалогу. Комбинировать различные виды вопросов: закрытые, открытые, вопросы на размышление и тому подобные.

Важно наблюдать за реакцией собеседника, особенно за жестами, мимикой и соответственно гибко менять свое поведение. 

4) Фаза нейтрализации замечаний собеседника. Если последовали возражения оппонента, то нужно выслушать сразу несколько возражений, не спешить с ответом и не реагировать эмоционально. Для нейтрализации возражений, можно использовать такие приемы как, ссылка на авторитет, цитата, переформулировка, сравнение.