Проведение статистического исследования на выявление профессиональных качеств преподавателей, страница 2


Задание 2

Выяснить совпадает ли мнение студентов относительно выраженности качества «Объясняет материал ясно, доступно» у IV-го (четвертого) и VI (шестого) преподавателей.

                                                                                                 Таблица 7

Уровень профессионального качества, умение ясно и доступно объяснять материал, IV-го (четвертого) и VI (шестого) преподавателей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

N

Преподаватель IV

0

4

1

6

8

3

0

1

0

23

Преподаватель VI

0

1

0

2

8

3

2

8

0

24

I. Существует ли различие между IV-ым (четвертым) и VI-ым (шестым) преподавателями по уровню умения объяснять материал ясно и доступно.

II. Существует ли достоверное различие между выборками по изучаемому параметру?

III. 1) Экспериментальные данные получаем  по ранговой шкале. Перед нами стоит задача сравнения 2-х выборок, причем выборки независимы. Следовательно, необходимо  использовать статистический метод  U-критерий  Манна-Уитни.

2) Мы выдвигаем две гипотезы

Но – достоверного различия между выборками  не обнаружено

Н1– существует  достоверное различие между выборками

3) Расчет рангов


Таблица 8

Ранжирование сводной выборки

№ п/п

1 2 3 4 5

6

7 8 9 10 11 12 13 14

15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

31 32 33 34 35 36

37 38

39 40 41 42 43 44 45 4647

значение

2 2 2 2 2

3

4 4 4  4   4   4   4   4

  5   5   5  5   5   5   5   5   5   5   5   5   5   5   5  5 

6    6   6   6   6  6

 7   7

 8  8   8    8   8   8   8   8   8

код группы

п4п4п4п4п6

п4

п4п4п4п4    п4 п4  п6 п6

 пп4    пп4   пп4   п4   пп6 п6  п п6  п6 п6 п6 п6

п4    п4   п4   п6 п6 п6

 п6 п6

 п4 п6 п6  п п6  п6 п6 п6 п6

ранг

3

6

10,5

22,5

33,5

37,5

43

 

RП4=3∙4+6∙1+10,5∙6+22,5∙8+33,5∙3+43∙1=404,5

RП6=3∙1+10,5∙2+22,5∙8+33,5∙3+37,5∙2+43∙8=723,5

Проверка

R= R П4+ R П6

R=404,5+723,5=1128

∑= N∙(N+1)/2

∑=47(47+1)/2=1128

Так, как R=∑=1128, следовательно ранжирование и подсчет рангов сумм проведено верно.

4) Uэмп=N1∙N2+Nх∙(Nх+1)/2-Rх                

Uэмп=23∙24+24(24+1)/2-723,5=552+300-723,5=128,5

Uэмп=128,5

5) Uкрит=  198  ρ≤0,05

                   166  ρ≤ 0,01

Так как

128,5<198, то принимаем H1 и отвергаем H0 (ρ≤0,05)

128,5<166, то принимаем H1 и отвергаем H0 (ρ≤0,01)

Следовательно, в результате проведенного статистического исследования принимается H1 на 95% и 99% уровне достоверности.

IV.Достоверное различие между изучаемыми выборками по исследуемому признаку существует (ρ≤0,01).

V. Существует высокодостоверное различие между IV-ым (четвертым) и VI-ым (шестым) преподавателями по уровню умения объяснять материал ясно и доступно


Задание 3

Выяснить существует ли взаимозависимость между качествами «Объясняет материал ясно, доступно» и «Умеет снять усталость, напряжение» для преподавателя VI

Таблица 9

Показатели профессионального качества преподавателя VI

№ по порядку

Уровень умения ясно и доступно объяснять материал, балл

Уровень умения снять усталость и напряжение, балл

1

5

4

2

4

5

3

5

8

4

5

6

5

6

5

6

5

4

7

8

7

8

5

8

9

7

9

10

8

8

11

5

5

12

4

7

13

2

8

14

6

5

15

5

8

16

8

6

17

8

8

18

8

7

19

8

8

20

8

5

21

8

7

22

7

8

23

5

9

24

6

7

 

                        Корреляционный анализ

I.  Существует ли взаимозависимость между умением ясно и доступно объяснять материал и умением снять напряжение и усталость у преподавателя VI.

II.  Описать показатели корреляционной связи между исследуемыми признаками.

III.  1. Перед нами стоит задача анализа взаимозависимости признаков.