Проблематизация. Проблема - рефлексивная вещь, страница 4

Если рассматривать проблему в науке, то тип средства, которое должно применить уже задан, определен из шкалы средств. В таком случае “ломается” само поле науки, однако это вопрос методологии науки. Если же работа связана с организацией коллективного мышления, тип средств не задан.  Именно цель служит, в данном случае, характеристикой, определяющей дальнейшее движение и тип средств.

Работа по проблематизации осуществляется иным способом. В данном случае неясен способ предыдущей деятельности, более того, он может быть неверно зафиксирован. Одновременно необходимо спроектировать последующее движение и соответствующие средства. В тоже время, после можно сказать, что все было сделано неправильно. Это сложная конструкторская работа, когда в результате многочисленных переинтерпретаций, перерисовок конструируется механизм, позволяющий  двинуться дальше.

Для выполнения подобной работы, одним из самым распространенных методов в свое время был метод программирования. Сама проблема являлась в сложную конструкцию программы, когда  есть анализ ситуации, целеобразование (постановка цели), проблема, разложение проблемы на задачи и решение.  Утверждалось, что способ решения проблемы следующий: анализируется ситуация, предполагаются некоторые цели и потенциальные проблемы. Далее цели корректируются и относительно целей формируются задачи.

Корректировка целей и анализ – параллельные процессы. Одновременно происходят корректировка целей, новый анализ ситуации, новая постановка проблемы и т.д. Но это относится к способам решения проблемы. Процесс непосредственного конструирования самой проблемы является довольно сложной задачей.

Проблематизация предполагает распредмечивание человека, но распредмечивание происходит не само по себе, а в контексте проблематизации.

Реплика: Если мы играем с  деятельностными структурами, про которые можно предположить способы, активации, расположение на доске и т.д. - это так. Если  начинается игра с общественными образованиями, жизненными ценностями и т.д., получается, что у человека, который  изображается второй фигуркой,  кроме  его самого и его ценностей ничего нет. Спрашивается: что класть на доску, как обходиться и какой  тип средств необходим в решении таких проблем? Ведь именно с этим столкнулись люди, когда стали расширять поле игры?

Столкнулись, когда стали расширять, однако расширять можно неоправданно. С моей точки зрения, деятельностная игра - это  игра в схемы деятельности и мышления, а не в ценности. Для игры в ценности должны применяться другие средства и способы.

Организационно-деятельностные игры являются структурами, гораздо мощнее чем социологические и психологические игры коллективного воздействия. Психологические методы сильнее при работе  с отдельным человеком или маленькой группой. Именно поэтому я полагаю, что организационно-деятельностную игру можно встраивать в другие структуры, такие как, например, экспертизы. В этом случае людей, оставшихся с последней ценностью, можно помещать в общественные образования или позицию эксперта, которые дают человеку возможность производить суждения  и оценки не теряя своих качеств.

Здесь пролегает определенная граница. С человека можно снять и ценности. Однако, это аналогично ситуации, когда черепаху вытаскивают из панциря и отпускают погулять. Если эту операцию осуществляют для изготовления черепахового супа - это проблематизация, поскольку есть некоторый процесс, в котором подобное действие оправданно, осмысленно, и имеет задачу. А если просто так выковырять...