Проблематизация. Проблема - рефлексивная вещь, страница 5

Ценности также поддаются схематизации, но здесь возникает вопрос, ясно обозначенный во время проведения экологической экспертизы. Экология, в данном случае, указывает на границы культуры. Выясняется, что проблема не в ликвидации источников загрязнения, поскольку уже показано, что это не приводит к результату: чем более экологически чистые технологии применяются в городе, тем больше загрязнения на заводах, изготавливающих экологически чистую продукцию, а чем выше концентрация загрязнения, тем большую опасность они представляют и, тем меньше способов ее определить. Получается замкнутый круг.

Можно сказать, что деятельность GreenPeace, в таком случае, бессмысленна, но за ней - указание на границу культуры.  Необходимо менять сам тип деятельности, а его смена повлечет за собой иной способ потребления ресурсов и другую систему последствий. Пересекая эту границу, человек будет вынужден отказаться от себя, приобрести другие ценности и образ  жизни. В массовом масштабе.

Принцип рефлексивной возможности говорит, что зафиксировав свои способы деятельности, можно выйти в следующий уровень рефлексии и определить их истоки. Этот процесс возможен до того момента, когда снимать уже будет нечего. В играх все на грани откровенности. В тот момент, когда человек начинает обсуждать правильно ли он жил, игротехник исскуственно «ставит» экранчик относительно которого начинается обратное возвращение. Если этого не сделано может начаться коллективное сумасшествие.

Проблемой является вывод людей из этого состояния. Люди отказались от старых ценностей, но как сформировать им новые?  Работа на этой границе требует чрезвычайной осторожности.  Проблематизация в таком виде - вещь чрезвычайно сильная и сложная.

Все, что говорилось про распредмечивание - все элементы и техника  в процессе проблематизации, не самостоятельного свойства.(?)

Если задача  проблематизации - выход к проблеме и за счет ее решения переход к схеме сборки, то все нормально. Если на каком-то этапе происходит сбой и образуется «дыра», может произойти все, что угодно: люди могут пытаться повеситься, отказаться от рождения детей и т.д.  Это недопустимо и является результатом работы неквалифицированных игротехников.

Если рассматривать конкурс управленцев, то там проблематизация присутствует в неявном, для участников, виде. Происходит это в силу ограниченности времени и вся работа по ее организации ложится на игротехников. Сами участники лишь чувствуют, что не в состоянии справиться с предложенной им задачей. Фиксация этой границы происходит тогда, когда участники, не рефлектируя, не выкладывая, не формируя(?), приходят к выводу, что движение далее невозможно. При этом вопросы о причинах возникновения подобной ситуации, как правило, не обсуждается. Фиксация происходит на уровне ощущений.

В более сложных конкурсах подобная ситуация возникает несколько раз. Вся консрукция должна быть продумана и выстроена организаторами. Задача игротехников - осуществить сдвижку за счет введения новой организационной формы, в которой уже заложен иной способ работы. Те из участников, кто принимают ее, усваивают новый способ девтельности «по факту», причем рефлектируют они или нет значения не имеет.

В организационно - деятельностной игре структура проблематизации может быть восстановлена полностью.

Люди, владеющие техникой проблематизации в достаточной степени, способны, применяя ее на себе, сразу предлагать решение проблемы. В чистом, идеальном виде, в игре, никто не обладает решением, в том числе и организаторы. Вся конструкция выстраивается и решается коллективно.

Мы обсудили общую схему проблематизации. Техника  ее проведения приобретается в ходе работы.