О социалистической предприимчивости

Страницы работы

Содержание работы

Попов С.В.

Еланцы, 14.7.89

О социалистической предприимчивости

Разворачивание экономических и социальных отношений должно подчиняться политическим и социальным законам или коммерческим? Сейчас ведь что обсуждается, и в чем, собственно, принцип социалистического предпринимательства? Он состоит в том, что экономические отношения должны быть экономическими, а социальные программы (обеспечение и проч.) и отношения должны строится поверх их. Здесь (внизу) идут экономические, коммерческие, торговые процессы. И в зависимости от накопления богатства сверху устанавливаются социальные программы; но – так и таким образом, чтобы не задавить развивающуюся коммерцию. Поскольку один раз мы задавили и выяснили, что социальные программы при этом не реализуются, – поскольку бедные. И здесь нужно правильно определять грань. Между прочим, во всех развитых зарубежных странах эта грань все время ищется. И теперь в газетах пишут: "В Швеции социализма больше, чем у нас, в Советском Союзе".

Спрашивается: почему? Потому что социальные программы у них более развиты. Но за счет чего? За счет того, что экономическая сфера у них развита, и из нее идет постоянная подпитка этих социальных программ.

А теперь – две альтернативы. Если мы хотим дальше жить в нищете, но в социальном равенстве, то – пожалуйста. Если нет, то мы экономику и коммерцию района должны освободить от социальных и политических догм. Но при этом установить эту грань: за счет налогов, за счет взаимоотношений с Советами т.д., при которых и экономические отношения будут развиваться, и капитал – накапливаться. А вот теперь советской власти нужно очень точно определить границу, при которой социальные программы – здравоохранение, детские сады, культура и прочее – осуществлялись, но так, чтобы в один прекрасный момент предприниматели не сказали бы: "Нет, это нам невыгодно" и разбежались, а социальные программы опять остались бы ни с чем. И мы опять вынуждены будем все это сажать на бюджет.

Капиталистические отношения, которые 150 лет назад обсуждал Маркс, состояли в том, что коммерческие отношения диктовали условия социальным отношениям. А теперь проблема состоит в том, чтобы найти правильное соотношение между ними. Это и называется (во всяком случае – пока) "социалистической предприимчивостью". А если у вас пока коммерсантов нету, то начинать с того, что сразу на них накладывать требования строить детсады и прочее – совершенно бессмысленно, поскольку у них денег нету. Сначала нужно дать возможность встать им на ноги, накопить некоторый капитал и оборот, а потом начинать очень осторожно их регулировать. Сразу это не случается. И правильная стратегия должна состоять в том, чтобы и существующий механизм работал, а параллельно начинал формироваться новый – пока они хотя бы конкурентоспособны не стали. А пока у нас предпринимательских и коммерческих отношений нету, нам нужно продолжать жить так, как жили. Поэтому тут одно другое разрушать не должно. Мы можем опять в очередной раз все разрушить; и – что? Нового – нету, капитала – нету. И мы ни того, ни другого опять не получили. Получится опять очередная кампания. Это очень долгое дело: накопление капитала и установление предпринимательских отношений.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Методология
Тип:
Статьи
Размер файла:
30 Kb
Скачали:
0