Об оргуправлении. Понятие организации, руководства и управления

Страницы работы

Содержание работы

Г.П. Щедровицкий

12.11.89, г. Клайпеда

(Ме-консультация)

Об оргуправлении

Вопрос: Понятие организации, руководства и управления.

Г.П.: Методология – особый вид оргуправленческой работы, поскольку Mе-работа есть организация и управление в области движения знаний.

В принципе, ни в американской, ни в нашей литературе руководство и управление не различаются в достаточной мере. Но при этом нашей практике такое неразличение соответствует, а в американской – вроде бы нет.

У нас, в Советском Союзе, все сводится к руководству, и управления как профессиональной деятельности нет вообще. Даже говорить "как профессиональной деятельности" – это очень сложно. Можно проще: нету управления в стране вообще. У нас все руководят, неважно где: в сельском хозяйстве, в промышленности, образовании, медицине… Вообще нет такой деятельности, как управление. Все подменяется руководством людьми.

Теперь, как можно их различать? Руководство осуществляется всегда в соответствии с формальными структурами руководства и подчинения. Должно

быть соответствующее место начальника (руководителя), у него должны быть заместители (2,3,4 и больше, поскольку эту должность очень любят в силу того, что делать там нечего, если только начальник не свалил свою работу). Так развертывается структура руководства и подчинения в соответствии с положениями о должностных функциях. И руководство может осуществляться в соответствии с этой формальной структурой связей. И поскольку есть всегда положение о должности, то там всегда указано, кто кому должен подчиняться. Смысл руководства состоит в том, что начальник ставит цели и задачи своему подчиненному (или своим подчиненным) и, как правило, дальше ничем не занимается. Хотя в немецких руководствах (которые списывались сначала с наших, а потом модернизировались) говорится, что начальник может ограничивать метод достижения подчиненным поставленной цели (или выполнения задания). Например, он может сказать: надо достичь такой-то и такой-то цели, но при этом бить подчиненных нельзя. Кстати, а почему нельзя бить подчиненных?

Реплика: Наверное, могут ответить.

Г.П.: Начальники, наверное, и бояться, что им ответят.

При этом, утверждаю я, отношения руководства существуют не между людьми, а между соответствующими местами. И это – не банально. Эти кружочки на схеме, которые в системной парадигме могут пониматься как элементы, понимать следует двусмысленно: есть место, которое ограничено названием (например, есть кабинет, и написано "директор"), и есть наполнение. Поэтому в кружочке и помещается это наполнение – в виде фигурки человека. Теперь мы говорим "руководитель". Но "руководитель" – это не этот человек. И быть руководителем – не его атрибутивное свойство. Это есть место, определяющее положение человека в иерархической структуре. А уж человек становится начальником, поскольку он помещен в это место. И, следовательно, характеристика места переходит на человека.

Функция руководства и подчинения существует только в рабочее время. И в этом смысле (это очень важно), когда у нас в Москве начальник идет гулять по улице Горького, – он норовит одеть свой мундир: чтобы девушки видели, что он начальник. Это своего рода погоны. Все равно как у военных: если он генерал, то все должны знать, что он генерал. И это держать на видном месте.

Руководить, ставить цели и ограничения можно только в рамках служебного времени. Когда люди выскакивают из своих служебных структур, они уже не принимают никакого руководства и не подчиняются. Свободное время лежит за пределами отношений руководства.

А понятие управления можно вводить на прямой оппозиции руководству. По-моему, у Эзопа есть пьеса, где раб управляет своим господином, поскольку раб – умный, а господин – дурак.

Итак, управление – в противоположность руководству – не есть функция места. Управление есть деятельность, которую человек может или не может выполнять в зависимости от того, есть ли у него соответствующие способности. Ну, часто так бывает, что в каком-нибудь учреждении управляет совсем не руководитель учреждения.

Реплика: Секретарша.

Г.П.: Во! Это тоже очень красиво. Где-то и в Клайпеде мне объясняли: вот эта девушка есть настоящий руководитель этого учреждения. В каком смысле "настоящий"? Она – управляющий. Обычно добавляют: она – серый кардинал этого учреждения. Она делает это не в силу того, что занимает определенное место. Но она управляет.

Однако в принципе понятие управления надо характеризовать иначе. Мы руководим людьми, но управляем не людьми. Управлять надо процессами. И это можно пояснить на простом примере: пока машина стоит, управлять ей бессмысленно. Вот когда она поехала, тут вам надо крутить баранку и управлять. Но отсюда становится понятным, почему я сказал, что в Советском Союзе практически нету управления. Поскольку управлять процессами необычайно сложно. Если вы придете к какому-нибудь руководителю и спросите, как он управляет процессами в своем учреждении, он вообще не поймет, о чем вы его спрашиваете. Представьте себе на секундочку: вот начальник (директор) НИИ, и его спрашивают: "Скажите, как вы управляете научно-исследовательскими разработками в вашем институте?" Он на вас вытаращит фары и спросит: "А что это такое?" И ответит он вам, наверняка, в терминах руководства; он скажет: "Я вызываю людей и говорю, что они должны делать".

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Методология
Тип:
Доклады
Размер файла:
97 Kb
Скачали:
0