Рабочая программа дисциплины "Основы профессиональной речевой компетентности", страница 4

Сфера употребления и подстили официально-делового стиля.

Жанры официально-делового стиля.

Экстралингвистические признаки официально-делового стиля.

Языковые особенности официально-делового стиля.

Тема 3.2. Устная деловая речь

Содержание учебного материала

Понятие устной деловой речи.

Требования к дикции и интонации деловой устной речи.

Стили произношения и их реализация в устной деловой речи.

Типичные нарушения норм в устной деловой речи.

Практическое занятие № 2. Устная деловая речь

Закрепление навыков правильной дикции и литературного произношения; овладение лексическими и грамматическими нормами устной деловой речи; формирование умения выявлять и исправлять нарушения норм в устной деловой речи.

Тема 3.3. Речевое обеспечение деловых контактов

Содержание учебного материала

Понятие деловой беседы.

Особенности деловой беседы как вида речевой деятельности, служащего решению управленческих задач.

Виды и функции вопросов в деловой беседе.

Устойчивые речевые обороты для управления ходом беседы.

Понятие делового совещания. Виды деловых совещаний.

Требования к речевому поведению участников делового совещания.

Понятие телефонного делового разговора. Правила ведения телефонного разговора. Этикетно-речевые формулы делового общения по телефону.

Практическое занятие №3. Речевое обеспечение деловых контактов

Уяснение особенностей речевого обеспечения деловых контактов и речевого поведения их участников; формирование умения использовать различные категории вопросов и устойчивых речевых оборотов в деловой беседе; обсуждение особенностей телефонной коммуникации, отработка навыков использования этикетно-речевых формул делового общения по телефону.

Тема 3.4. Письменная деловая речь

Содержание учебного материала

Формирование русской официально-деловой письменной речи.

Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

Культура официальной переписки.

Типы документов и правила их оформления.

Унификация языка служебных документов.

Информационное насыщение официальных бумаг.

Речевой этикет в документе.

Новые тенденции в практике русского делового письма.

Практическое занятие №4. Письменная деловая речь

Развитие и закрепление навыков составления документов разных типов с учётом имеющихся требований к языку и стилю; формирование умения выявлять и исправлять нарушения норм в письменной деловой речи; отработка навыков использования речевого этикета в документе.

Тема 3.5. Требования к языку и стилю деловой речи

Содержание учебного материала

Особенности лексики и грамматики официально-деловой письменной речи.

Языковые формулы официальных документов.

Требования к языку и стилю документов.

Язык и стиль распорядительных документов.

Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

Язык и стиль справочно-информационной документации.

Язык и стиль личной документации.

Орфография и пунктуация в деловой письменной речи.

Самостоятельная работа. Требования к языку и стилю деловой речи

Подготовка публичного выступления по определённой тематике в контексте указанной темы.

Промежуточная аттестация (итоговый контроль) по учебной дисциплине

Вопросы для подготовки к зачёту

1.  Предмет, цель и задачи дисциплины «Основы профессиональной речевой компетентности».

2.  Понятие профессиональной, коммуникативной и речевой компетентности.

3.  Коммуникативные и стилевые признаки кодифицированной устной и письменной речи.

4.  Основные коммуникативные качества речи.

5.  Речевое общение. Основные единицы речевого общения.

6.  Деловое общение. Принципы делового общения.

7.  Требования к речевой коммуникации в деловом общении.

8.  Условия эффективности речевой коммуникации.

9.  Официально-деловой стиль и его подстили. Сфера употребления. Жанры делового стиля.

10.  Стилевые признаки и языковые особенности официально-делового стиля.

11.  Устная деловая речь. Лексические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы устной деловой речи.