Ознакомление с содержанием тем ''Электродинамика'' (Электрическое поле. Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах) в программах базовой и профильной старшей школы, страница 8

Затем осторожно подносят снизу между пластинами кон­денсатора зажженную спиртовку и наблюдают, как неоновая лампа начинает светиться.

Увеличивают пламя спиртовки (это удобнее сделать с га­зовой горелкой) и обнаруживают более яркое свечение лампы. Особенно хорошо заметно свечение, если опыт проводить в полузатемненном классе.

ОПЫТ № 10

НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАЗРЯД В ГАЗАХ ПРИ ПОНИЖЕННОМ ДАВЛЕНИИ.

Оборудование: 1) двухзлектродная трубка для демонстрации электрического разряда, 2) вакуум-насос ротационный или Комовского. 3) выпрямитель высоковольтный, 4) гальванометр демонстрационный от ампер­метра, 5) резиновый шланг толстостенный, 6) резистор ограничительный порядка 2—3 Мом, 7) провода соединительные.

          Двухэлектродную трубку с присоединенным резиновым шлан­гом от вакуум-насоса укрепляют в лапке штатива. Последова­тельно с трубкой включают в цепь через ограничительный ре­зистор 2—3 Мом гальванометр, установленный на изолирующей подставке. Источником тока служит высоковольтный вы­прямитель (рис. 17).

Сначала показывают, что воздух при нормальном давлении не проводит электрического тока. Для этого включают высоко­вольтный выпрямитель и постепенно увеличивают напряжение на электродах трубки до максимального, которое дает выпря­митель. Гальванометр не обнаруживает тока.

Затем уменьшают напряжение приблизительно наполовину и включают насос. При этом внимательно наблюдают за пока­заниями гальванометра. Начиная с некоторого момента галь­ванометр показывает наличие тока в цепи, а далее в затемнен­ном классе становится заметным и возникающее стечение э трубке. Сначала разряд имеет форму тонких фиолетовых пе­ребегающих светящихся нитей, затем — шнура малиново­го цвета, соединяющего оба электрода. При дальнейшем понижении давления светящийся шнур бледнеет, расширя­ется, занимая почти всю трубку. Постепенно впуская воздух в трубку, полезно повторить этот процесс в обратном порядке.

При работе с хорошим ротационным вакуум-насосом можно проследить и дальнейшие стадии разряда, т. е. хорошо заметное темное катодное пространство и положительный анодный столб, а потом и образование отдельных слоев—страт. Если же при­меняется насос Комовского, то в ряде случаев удается достичь лишь такого разрежения, когда появляется свечение, занимаю­щее почти всю трубку—тлеющий разряд.

Объясняют учащимся наблюдаемое явление. Разряд в труб­ке возникает вследствие того, что в разреженном воздухе уве­личивается длина свободного пробега электронов. Разгоняясь, электроны приобретают энергию, достаточную для ионизации нейтральных молекул. Источником электронов является катод, который бомбардируется положительными ионами. Эти ионы и выбивают из катода электроны (вторичная электронная эмис­сия).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ:

1. Опыты с электрометром

Для того, чтобы убедить учащихся в том, что электрометр измеряет разность потенциалов, можно поставить следующие опыты. Устанавливают электрометр на изо­лирующей пластинке (органическое стекло, эбонит, стекло и др.) и заряжают при по­мощи эбонитовой палочки его стержень. Стрелка при этом отклоняется на некоторый угол, указывая на существование разность  потенциалов между стержнем и корпусом. После этого зарядом того же знака заряжают корпус электрометра. Угол отклонения стрелки уменьшается, и, наконец, при выравнивании потенциалов стерж­ня и корпуса стрелка полностью опадает.

Достаточно теперь заземлить корпус или стержень электрометра (путем соединения с заземленным проводом или прикоснове­нием руки), и стрелка электрометра снова отклоняется, так как между корпусом и стержнем создается разность потенциалов. Особый интерес у учащихся вызывает слу­чай заземления стержня.

2.Электрический маятник

К шарикам кондукторов электрофорной машины привязывают две тонкие стеклян­ные трубки так, чтобы они образовали го­ризонтальные «рельсы». На них помещают шарик от настольного тенниса, покрытый проводящей бронзовой краской.

Если медленно вращать диски электрофорной машины, шарик будет перекаты­ваться взад и вперед между кондукто­рами.