Ознакомление с содержанием тем ''Электродинамика'' (Электрическое поле. Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах) в программах базовой и профильной старшей школы, страница 2

10. А.Т. Глазунов и др. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений. М.., «Просвещение», 1989.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  Свечников А.А. Об измерении электрометром разности потенциалов. Ф/ш, 1980, № 6, с. 45.

2.  Лернер Я.Ф. Электрометр как вольтметр. Ф/ш, 1983, № 6, с. 53.

3.  Салтыков Е.И. Опыт по электростатике с пенопластовыми частицами. Ф/ш, 1988, № 5, с. 53.

4.  Куреннева Т.В. Демонстрация зарядки и разрядки конденсатора. Ф/ш, 1993, № 1, с. 45.

5.  Пулатов Ю. Задачи и упражнения, базирующие на демонстрационных опытах. Ф/ш, 1993, № 1, с.56.

6.  Кононов В.М. Расчет сопротивления проводника при помощи демонстрационного омметра. Ф/ш, 1998, № 3, с. 20.

7.  Саидхапов А.С., Талинов Ф.М. Исследование электрических свойств полупроводников. Ф/ш, 1998, № 6, с. 50.

8.  Игнатовский П.И. Механическая модель электрического сопротивления проводников. Ф/ш, 1999, № 1, с. 36.

9.  Конанов В.М. Выбор демонстрационных гальванометров при изучении физики. Ф/ш, 2000, № 2, с. 49.

10.  Филиппова Л.В. Школьный демонстрационный омметр. Ф/ш, 2000, № 7, с. 59.

11.  Гурьянов Г.А. Занимательная демонстрация по электростатике. Ф/ш, 2000, № 7, с. 67.

12.  Тараненко В.И. Демонстрация электризации металлов. Ф/ш, 2000, № 7, с. 67.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (I часть)

Цели лабораторной  работы№ 8

Познакомиться с требованиями различных программ базовой и профильной старшей школы по темам «Электрическое поле», «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах», с различными учебниками, с основной  и дополнительной методической литературой.

 Отработать умения проводить демонстрационные опыты и анализировать их с учётом основных методических требований.

ОПЫТ № 1

ЗАКОН КУЛОНА

Оборудование: 1) весы чувствительные на штативе, 2) три оди­наковых металлических шарика диаметром 20—22 мм: один — полый, лег­кий на тонком изолирующем стержне для закрепления на весах, другой — на изолирующем штативе, третий—на изолирующей ручке, 3) палочка из органического стекла или эбонитовая, 4) кусок меха, 5) линейка демонстра­ционная, 6) лапка и муфта от штатива.

Собирают установку с чувствительными весами по рисун­ку 1. На весах укрепляют легкий шарик, изготовленный из тонкой, металлической фольги в виде двух полусфер, спаянных вместе. Шарик насажен на тонкий изолирующий стержень из органического стекла. При этом небольшой конец стержня вы­ступает снизу и позволяет точнее отмечать положение шарика по шкале демонстрационной линейки. Длина стержня выбрана так, чтобы расстояние от оси вращения рычага весов до центра шарика было равно 10 см, когда щарик закреплен на весах.

Другой шарик, как и первый, насаживается на стержень из органического стекла длиной 10 см, диаметром 3 мм и устанав­ливается на изолирующем штативе.

Для измерения расстояний между центрами шаров на штати­ве весов с помощью лапки закрепляется небольшая демонстра­ционная линейка с хорошо видимыми издали сантиме­тровыми делениями. В на­чале опыта ее следует рас­положить так, чтобы при равновесии весов указатель, выступающий снизу шарика, совпадал с нулевым делени­ем шкалы.

После такой предвари­тельной подготовки заряжа­ют оба шарика наэлектризо­ванной палочкой от электрофорной машины или от высоковольтного выпрями­теля. Шарик на штативе располагают на расстоянии приблизительно 5—6 см от другого шарика и обраща­ют внимание учащихся, что лесы при этом выходят из равновесия вследствие взаимного отталкивания одноименных зарядов.

Перемещая рейтер вдоль рычага, приводят весы в равнове­сие и по делениям шкалы весов определяют силу взаимодейст­вия зарядов. Если шары заряжены хорошо, то положение рей­тера весом 0,002 н будет почти на конце рычага, например на 28-м делении.

Затем уменьшают заряд одного из шариков в два раза, для чего касаются его незаряженным третьим шариком такого же размера на изолирующей ручке. И опять, перемещая рейтер по рычагу, добиваются равновесия весов. Оказывается, что и этом случае рейтер располагается на 14-м делении, т. е. сила будет в два раза меньше прежней. Повторяют опыт, уменьшая заряд в 4 раза, и наблюдают уменьшение силы тоже в 4 раза.