Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике: Методические рекомендации по выполнению практической работы студентов, страница 3

Порядок выполнения практической работы

1.  Заполнить таблицу: внести основное содержание, осваиваемое  детьми указанного возраста

Содержание

Возраст

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

Восприятие  групп предметов (много, мало, один)

Отношения: больше, чем; меньше, чем; поровну

Называние количества числа (не считая)

Сосчитывание, ответ на вопрос: «Сколько всего?»

Называние; указание на нужную цифру

Группировка предметов по признаку количества

Упорядочение картинок по количеству изображенных на них предметов

Увеличение или уменьшение чисел на 1,2,3

Нахождение места числа в ряду

Решение арифметических задач

2.  Составить картотеку дидактических игр и упражнений по формированию представлений о числе, количестве в возрастных группах в следующей последовательности: название, цель, дидактический материал, краткое содержание.

3.  Оформить подборку стихотворений, потешек, шуток, пословиц и поговорок с математическим содержанием для использования в образовательном процессе 

Непосредственная образовательная деятельность

В  режимных  моментах

Самостоятельная деятельность детей

Требования к содержанию отчета - отчет о выпоенном задании оформляется  письменно в таблице.

Контрольные вопросы

1.  Обоснуйте необходимость применения данных методов в процессе проведения режимных моментов (самостоятельной деятельности и в процессе НОД).

2.  Сравнение групп предметов на основе взаимно – однозначного соответствия осуществляется ребенком обособленно или одновременно с освоением числового значения количественной группы (сосчитыванием). Докажите свою точку зрения.

Рекомендуемая литература                                              

1.  Образовательная программа «От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

2.  Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия. 2-е изд./ Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - СПб.: РГПУ, 2006.

3.  Фрейлах Н.И. Методика математического развития. -  М.:  ИД «Форум», 2009.

Тема 2.3. Освоение пространственных представлений детьми дошкольного возраста

Практическое занятие 4

Применение планов и схем в обучении пространственным ориентировкам

Количество часов – 1 часа

Цель практической работы:  освоение технологии развития пространственных ориентировок у детей на основе метода моделирования.

Обеспечивающие средства

- модели

- пособия

- педагогические ситуации

Порядок выполнения работы

1.  Проанализировать содержание программных задач.

2.  Выделить виды пространственной ориентировки, осваиваемые детьми  в возрастных группах.

3.  В соответствии с возрастной группой разработать 2-3 практические ситуации (с моделью  комнаты для куклы)

4.  Определить последовательность (этапы) обучения действию моделирования.

Требования к содержанию отчета -  разработанные  ситуации  разыгрываются в группе студентов.

Контрольные вопросы

1.  На основе исследований определите генезис восприятия пространственных отношений детьми дошкольного возраста.

2.  В какой последовательности ребенок осваивает виды пространственной ориентировки?

3.  Объясните выражение «Ребенок дошкольного возраста осваивает пространство от колыбели и до карты мира»

4.  Каковы особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии?

Рекомендуемая литература

1.  Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия. 2-е изд./ Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. -   СПб.: РГПУ, 2006.

2. Образовательная программа «От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

Тема 2.4. Освоение временных представлений детьми дошкольного возраста

Практическая работа 5

Дидактические игры и упражнения  по ознакомлению со временем детей дошкольного возраста

Количество часов – 1 час

Цель практической работы: формирование у студентовумений и навыков  в организации математической среды

Обеспечивающие средства

- методические пособия;

- модели детских календарей;

- конспекты игр – занятий.

Порядок выполнения практической работы