Занятия по формированию грамматического строя речи и формированию способов словообразования у детей дошкольного возраста, страница 5

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, в ладоши,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда выскочить,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Некоторые из играющих имеют право ослабить руки. Тем самым они как бы дают возможность зайчику прорваться. Если зайчик справляется с задачей и, прорвавшись там, где его не ждали, убегает, выбирают нового героя, и игра продолжается.

«Корчага»

Цель. Активизировать в речи детей существительные, производные от наименований предметов (растений и т. п.).

Материал. Красивый расписной платок.

Организация  занятия.

Дети образуют круг. Посередине стоит один из играющих, покрытый платком. Он исполняет роль корчаги (корчага, обл. — большой, обычно глиняный сосуд для хозяйства). По секрету от корчаги (на ушко) каждый играющий получает наименование: незабудка, чайник, сахарница, мыльница, земляника, черника, мухомор и т. д. Водящий (воспитатель) называет кого-либо. Тот подкрадывается к корчаге, тихо дотрагивается до нее и возвращается на место. Корчага, предварительно сняв платок, называет того, кто дотронулся до нее. Проигравший сменяет корчагу.

«Смешинка»

Цель. Активизировать в речи детей существительные, производные от наименований предметов. Учить соотносить движение с производным глаголом.

Организация   занятия.

Каждый играющий получает какое-нибудь смешное имя, скажем, кочерга, ухват, помело, пила, выключатель, светофор, светильник и т. д. Водящий (обычно кто-либо из детей) обходит всех и задает различные вопросы, касающиеся выполняемой ими роли. Например: «Ты кто? — Ухват.— Кто твой брат? — Кочерга. — Что ты сегодня ел на завтрак? — Выключатель». И т. д.

Тот, кто засмеется, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются: один получает задание прокукарекать три раза; другой — похлопать два раза крыльями, как ворона; третий — прошагать четыре раза, как гусыня; четвертый — изобразить медвежонка и т. д.

«Кто проворней»

Цель. Активизировать в речи детей наименования детенышей животных.

Материал. Разноцветные камешки, коробочки (корзиночки).

Организация  занятия.

На столе разложены две горсточки камешек. Около каждой сидят по двое детей: одни изображают цыплят, другие — утят.

Ведущий (объясняя задание). По моему сигналу (счет "один") вы начинаете собирать — «клевать» — камешки по одному и складывать их в лукошко. Оканчиваю счет на цифре «пять». Победителем будет тот, у кого окажется больше камешек в лукошках.

«Холодно — горячо»

Цель. Учить детей образовывать наречия.

Организация  занятия.

Один из играющих становится водящим (его выбирают с помощью считалки). Он выходит за дверь. Оставшиеся тем временем прячут где-то в комнате на видном месте какую-нибудь игрушку (водящий не знает какую). Водящего приглашают в комнату, где он начинает искать игрушку. Игроки его поиски комментируют — по мере приближения к игрушке или отдаления — словами «тепло», «теплее», «совсем тепло», «горячо»; «прохладно», «холодно», «еще холоднее», «совсем х­лодно».

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименования детенышей животных.

Материал. Элементы костюмов дете­нышей животных (шапочки и т. п.).

Организация  занятия.

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детеныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подает голос (издает звукоподражание, соответствующее персонажу). Например, кукареку, чик-чирик, ква-ква, кря-кря и т. д. Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, воробышек, лягушонок, утенок и т. д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются ролями, и игра продолжается.

А. АРУШАНОВА, кандидат педагогических наук