Занятия по формированию грамматического строя речи и формированию способов словообразования у детей дошкольного возраста, страница 2

Словотворчество детей носит весьма многообразный характер. Различают «стихийных семантиков», «стихийных формалистов», «стихийных консерваторов» (термин Д. Н. Богоявленского). «Стихийные семантики» очень чутки к смыслу слова, оттенкам его значения. Их словотворчество отличается витиевато­стью, разнообразием форм (у утки - утята, у оленихи — аленок, ленишка, у лосихи  —  лосих,   у белки  —  белочки, детки).

«Стихийные формалисты», наоборот, не обращают внимания на то, знаком ли им конкретный объект или нет. Если это утка, то у нее ее утята, у оленихи олененок, у лосихи лосенок. А кто у бобра? У бобра борята, у рябчика • рябчитата. Иными словами, от впервые услышанного наименования тут же образовывается «однокоренное» слово. «Стихийных консерваторов» бывает не так уж много. Они хорошо помнят все слова. Поэтому всегда правильно произносят: у лисы — лисенок, у волка — волчонок. Однако новое слово (кто у лося?) может поставить ребенка в тупик. А ведь разница-то всего в один звук!

Чтобы в дошкольном учреждении ребенок мог реализовать свои природные творческие потенции, ему необходимы положительно эмоциональная обстановка в группе, демократический стиль общения, достаточное количество игрушек и материалов для деятельности. Необходимо знакомить детей с окружающим их миром, поскольку языковое развитие опирается на когнитивное (познавательное) развитие. В основе языкового обобщения лежит ориентировка в реальных предметных отношениях. Нет предметов, нет отношений — нет и обобщений. Полезны специальные дидактические игры («Детеныши животных», «Посуда») с небольшой группой, дающие возможность поиграть со словом, поэкспериментировать с ним. Игровые темы знакомят детей с разными типами отношений между предметами и обобщающими их словами. Смена темы будет способствовать развитию абстрактного мышления, перенесению на новый материал способа мотивированной номинации (называния).

«Страшный зверь»

Цель. Учить детей соотносить названия животных и их детенышей.

Материал. Игрушки (или картинки): кошка и котята, собака и щенята, курица с цыплятами, утка с утятами, сорока.

Организация  занятия.

Воспитатель (сопровождая рассказ показом игрушек). Я вам расскажу историю про девочку Варю. У нее была кошка с... {котятами), собака с... (щенятами), утка с... (утятами), курица... (с цыплятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали нырять, плавать, а котята и цыплята остались на берегу. Вдруг послышалось: «Тра-та-та-тах». Испугались все малыши — и утята, и котята, и щенята. Побежали они к своим мамам. Котята — к... (кошке), щенята к... (собаке), утята к... (утке), цыплята к... (курице). Успокоили мамы своих детенышей. Побежали к воде утята. За ними — кошкины... (котята). И вдруг снова: «Тра-та-тах!» Опять побежали малыши к своим мамам: утята — к... (утке), щенята к... (собаке), цыплята к... (курице). И все в один голос: «Кто так страшно трещит?» Смотрят: метнулась к лесу птица какая-то - сама черная, бока белые, хвост длинный — и, опять затрещав: «Тра-та-та-тах!», скрылась с глаз. Кто же напугал малышей - и утят, и щенят, и котят? (Картинка-подсказка демонстрируется после первых ответов.) Правильно, сорока. Скажите: а действительно ли так страшна сорока?

«День рождения Пуха»

Цель. Учить детей соотносить названия животных и их детенышей; использовать эти слова в речи.

Материал. Игрушки: котенок, свинья с поросятами, белка с бельчатами, слониха со слонятами, зайчиха с зайчатами; большой кубик; ширма.

Организация занятия.

Воспитатель. Жил-был котенок Пух. Почему его так звали? Правильно, он был пушистый. На день рождения к Пуху пришли друзья-малыши со своими мамами. Пришла           свинья с... (поросятами). Поросята маленькие, розовые, «хвост крючком, нос пятачком. Пятачок дырявый, а крючок вертлявый». Вслед за поросятами прибежала белочка с... (бельчатами). Мама-зайчиха привела своих ... (зайчат), а слониха ... (слонят).