Занятия по формированию грамматического строя речи и формированию способов словообразования у детей дошкольного возраста, страница 3

Мамы сели в сторонке (игрушек-мам воспитатель группирует полукругом), а малыши тут же затеяли игру в прятки. Пух стал водить, а гости его — прятаться (игрушек-малышей воспитатель прячет за ширму). Попрятались малыши. Искал их Пух, искал... На столе нет, под столом нет. Наконец отыскал. И бельчат, и поросят, и слонят. (Воспитатель ставит игрушек-малышей в пару с мамами.) Да, но Пух кого-то еще не нашел. Кто же пропал? Посмотрите: чья мама осталась одна? Правильно, пропали зайчата. Поищем... Нашлись и зайчата, вот они.

Снова Пух будет водящим, а малышей спрячем в групповой комнате. Поможете малышам спрятаться? Кого ты, Андрей, будешь прятать? А ты, Света? (Дети выбирают игрушки по своему желанию и называют их.) Спрячьте скорее зайчат за кубик. (Дети прячут.) Пух идет на поиски. Кого он должен искать? (Зайчат.)

Пух. Где же мои гости? На столе их нет, под столом тоже. А это кто за кубиком? (Заглядывает за кубик.) Вот они! Куда спрятались зайчата? (Ответы. Воспитатель ставит зайчат рядом с зайчихой.)

Аналогично прячут и отыскивают бельчат и слонят.

«Поручение»

Цель. Обращать внимание детей на то, что не все детеныши животных свое наименование получают от взрослых особей.

Материал. Игрушки (по два экземпляра): собака, зайчиха, крокодил, бегемот; щенята, зайчата, крокодильчики, бегемотики; счетная лесенка.

Организация  занятия.

Воспитатель. Сегодня к нам пришли... (показывает игрушки и выставляет их на счетную лесенку дети называют: собака, зайчиха, крокодил и бегемот). Они пришли не одни, а со своими малышами. Собака — со своими... (щенками), зайчиха с... (зайчатами). Крокодил и бегемот тоже привели с собой малышей. Детенышей крокодила можно называть крокодильчиками, а детенышей бегемота — бегемотиками. Их называют иногда крошка крокодил, крошка бегемот. (По мере называния воспитатель выставляет игрушки на счетную лесенку парами: на первой ступеньке, справа зайчиха с зайчатами; на второй, левее собака со щенятами, на третьей ступеньке, еще левее крокодил с крокодильчиками; наверху, слева -бегемот со своими малышами.) Звери эти не простые, а сказочные. Они могут выполнять разные поручения, если попросить вежливо и правильно. «Зайчонок, поскачи, пожалуйста!» или «Крошка бегемот, пожалуйста, беги!», «Щенок, пожалуйста, спой». Попросите и на деле убедитесь в правоте моих слов.

По ходу игры воспитатель следит, чтобы дети употребляли слова «спасибо», «пожалуйста», подсказывает робким детям поручения: «Попросим вместе: щенок, пожалуйста, полай!», «Крошка крокодил, иди ко мне, пожалуйста».

Когда большая часть игрушек уже разобрана детьми, воспитатель подводит их к мысли, что игрушками можно обменяться, вежливо попросить: «Оля, дай, пожалуйста, крокодильчика». Так дидактическая игра плавно переходит в самодеятельную.

«Угадай-ка!»

Цель. Учить детей правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.

Организация   занятия.

Воспитатель (предлагая детям отгадать звуковую загадку, изображает действующее лицо - тигра). Кого я изобразила? Правильно, тигра. А как называют детеныша тигра? Правильно, тигренок. Если он один, мы говорим «тигренок». А если их много? (Ответы.) Изобразите, пожалуйста, тигрят. А сейчас я дам шепотом задание Коле. Он изобразит какое-либо животное, а вы отгадаете. (Ребенок получает задание изобразить котенка: лапой моет мордочку, мурлычет.) Кто это? (Ответы.) Правильно, котенок. (Затем воспитатель вызывает еще несколько детей и дает опять шепотом то же задание.) А теперь кто у нас? (Ответь;.) Правильно, котята. Котята испугались и убежали. Не стало кого? (Ответы.) Правильно, котят.

Аналогично дети изображают и называют: козленок, козлята, утенок, утята; не стало козлят, не стало утят. Если дети самостоятельно придумывают и загадывают загадки на тему о других детенышах животных, воспитатель их только приветствует.

«Ослик в гостях у медвежонка»