Проектирование элементов транспортных сооруженийв рабочей среде CREDO_MIX: методические указания к лабораторной работе, страница 2

 


Изменить местоположение методов в матрице можно, используя комбинацию клавиш [Alt] + [S], после чего курсором (при нажатой ЛКМ) захватывается пиктограмма и перемещается в любое место в пределах матрицы. Расположив в верхней части матрицы необходимые пиктограммы и установив размер матрицы, можно видеть на экране и пользоваться только теми методами, которые нужны для работы в данном объекте. В матрице методов можно ориентироваться по буквам на графических кнопках и цвету элементов на пиктограммах (табл. 1). 

Таблица 1

п/п

Строящийся элемент

Буква

Цвет строящегося элемента

1.

Строящаяся окружность

C

Фиолетовый

2.

Строящаяся клотоида

K

Сиреневый

3.

Строящаяся прямая линия

L

Синий

4.

Базисы разбивки

B

5.

Строящаяся точка

P

6.

Работа с объектом (трассой)

O

Светло-зеленый

7.

Размеры

d

Коричневый

8.

Активный (подсвечиваемый) элемент

Желтый

9.

Вспомогательный элемент

Белый

10.

Местоположение курсора при построениях

Красный

Под объектом понимается линия с нанесенными на нее пикетами.

2. Проектирование трассы

2.1. Принципы построения трассы

В настоящее время при проектировании плана трассы используются два принципа. Традиционный подход, получивший название «полигональное трассирование», заключается в том, что сначала прокладывается ломаная линия, а затем в образовавшиеся углы поворота вписываются круговые кривые с переходными кривыми. Его основным недостатком является невозможность во многих случаях обеспечить качественное вписывание дороги в окружающий ландшафт.

При автоматизированном проектировании дорог целесообразно применять другой принцип, получивший название «гибкой линейки»,  предусматривающий построение трассы в плане сразу как плавной линии. Она может состоять из сочетания элементов трех типов: прямых, круговых и переходных кривых (клотоид). Такая трасса называется клотоидной. В ней переходная кривая (клотоида) из вспомогательного элемента кривых малых радиусов превращается в самостоятельный элемент трассирования, равноправный с круговой кривой и часто вытесняющий прямые участки. Длины клотоид обычно существенно превышают нормативные значения, необходимые для соблюдения условий плавности нарастания центробежного ускорения [3]. Тем самым обеспечивается отсутствие зрительных искажений вида дороги при взгляде на впереди расположенные участки. Применение такого подхода позволяет оптимально вписать дорогу в рельеф местности.