Исследование устойчивости объектов экономики железнодорожного транспорта к воздействию поражающих факторов и разработка мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов, страница 10

2.2 Время истечения воды из водохранилища (время прихода хвоста волны прорыва в нулевой створ)

tхв.о,

где Qист – объемный расход воды через прорыв плотины:

Qист,

где w – площадь прорыва:

,

Qист,

tхв.о.

3. Определяются основные параметры волны прорыва в рассматриваемом створе на расстоянии L км от гидроузла.

3.1 Максимальная высота и скорость распространения волны прорыва на расстоянии L км от плотины:

Определяем коэффициенты аппроксимации Ah, Av, Вh, Вv, зависящие от глубины воды в водохранилище перед плотиной, уклона дна русла реки и степени разрушения прорана

Ah = 240; Av = 10; Вh = 210; Вv = 21.

 м.

м/с.

3.2 Максимальная глубина затопления (hзат) конкретного участка местности в рассматриваемом створе определяется как разница отметок высоты волны прорыва (hmax) и высоты площадки местности над уровнем реки в межень (hм), на которой расположен рассматриваемый объект.

hзат = hmax – hм = 14,88 – 2,8 = 12,08.

3.3 Наибольшая скорость течения над участком местности, затопленным на глубину hзат:

Vзат ,

j – коэффициент, учитывающий отношение глубины затопления участка местности hзат к глубине воды в расчетном створе hств

hств = hо + hmax = 8 + 14,88 = 22,88 м.

 При hзат/hств = 12,08/22,88=0,2 j = 0,5.

3.4 Время прихода фронта и гребня волны прорыва в рассматриваемый створ приближенно при Н = 30 м, L = 50 м tфр = 5,4 ч, tгр = 18 ч.

3.5 Время прихода хвоста волны прорыва (длительность затопления)

tхв1 = tхв0 + tфр1 + b(tгр1 + tфр1)

где tгр1, tфр1 – время прихода к расчетному створу гребня и фронта волны соответственно;

       b – коэффициент зависящий от глубины воды в водохранилище перед плотиной, уклона дна русла реки и других параметров b = 8,3.

tхв1 = 0,14 + 5,4 + 8,3(18 + 5,4) = 200 ч.

4. Наносятся на крупномасштабную карту границы зон затопления по высотным отметкам. Переносим ее на ситуационный план, если предприятие затапливается полностью, или на схемы плана, если предприятие затапливается частично, в виде горизонтали, соединяющей отметки местности, превышающие высотные отметки промплощадки (hм) на глубину затопления (hзат).

На ситуационном плане (схема генплана) в табличной форме приводятся параметры волны прорыва: высота затопления (hзат), время прорыва tфр1, максимальная скорость распространения волны прорыва .

5. При приближенной обстановке на территории затопления от волны рассматриваются зоны, которые характеризуются возможным разруше­нием объектов народного хозяйства (зоны  I, II, III) и опасностью для находя­щегося там населения  (зона А, Б)

I – зона катастрофического затопления, сопровождаемого полными и сильными разрушениями.

II – зона возможного распространения катастрофического затопления, сопровождающегося сильными и средними разрушениями.

Здесь вероятны разрушения зданий и сооружений.

III – зона возможного затопления сопровождаемого средними и слабыми разрушениями. Здесь характер затопления аналогичен затоплению территории поводковыми водами.

Каждой зоне затопления соответствуют максимальные значения высот и скорости, давления волны прорыва, которые приведены в табл. 4.

Таблица 4

Зона затопления

Максимальные значения параметров волны прорыва

hзат, м

, м/с

I

4

2,5

II

4 – 2

2,5 – 1,5

III

1

1,5

Обстановка на территории зон возможного затопления в значительной степени зависит от времени прихода волны прорыва.

А – зона чрезвычайного опасного затопления, примыкающая непосредственно к гидроузлу (створ 1 – 1).

Б – зона опасного затопления. Нижняя граница этого участка створ 2 – 2.