Проблема происхождения и природа сознания в философии и науке. Предмет социальной философии, страница 5

Предпосылкой гуманистических идей эпохи возрождения стало произведение Данте Алигьери “Божественная комедия”. В ней был представлен итог развития средневековой культуры, а само произведение выступало как синтез поэзии, философии, теологии. В ней закладываются основы нового жизнепонимания. Главное, что делает “Божественную комедию” исходным документом гуманистической мысли – это интерес Данте к человеку, т.к. из всех проявлений божественной мудрости человек есть высшая мудрость. Интерес глубоко социален. Благородство определяется стремлением к знаниям. Данте отводит человеку деятельностную роль этим заявлением.

Общественным родоначальником гуманистического движения в Италии считается Франческо Петрарка. Он отвергает схоластику и обращается к мудрости предков (к античности), он поэт. Считал, что мир христианства может себя обогатить, наследуя мудрость древних. Целью философии считал воспитание нравственного богатого человека, и путь к истине видел через осмысление мирового опыта человечества.

Гуманистическая программа, намеченная Данте и Петраркой, была развита Колюччо Салютати. Салютати говорил о воспитании нового человека, для него новый человек должен был обладать главной способностью – совершать добродетельные поступки, эта способность не дана от рождения, а воспитывается человеком – есть результат работы души.

Общая черта мировоззрения ранних гуманистов вытекала из идеи, возрождая дух античной культуры, сохранить при этом всё главное содержание христианского вероучения. Священнослужитель подвергался активной критике со стороны гуманистов.

Одна из важнейших идей гуманизма о самоценности земной жизни – учение Пико делла Мирандела. Он написал 900 тезисов “обо всём, что познаваемо”. В них он утверждает активность человеческого разума; божественный законы таковы, что их можно познать, углубляясь в природу реальных вещей, т.е. он высказывал пантеистические идеи (пантеизм – религиозно-философское учение, максимально сближающее понятия Бог и природа). {В пантеизме два направления: натуралистическое – Бог растворён в природе; мистическое – природа в Боге. Пантеизм возник в противовес теизму, который говорил, что Бог вне природы (теизм придаёт Богу трансцендентальный характер).} Мирандела объясняет понятие магия по-новому: в средневековье магия – мистика, с точки зрения Мирандела магия – рациональный поиск тайн природы. Вторая работа Миранделы: речь о достоинстве человека; в ней он обосновывает активность человека и свободу его воли. Попытка объяснить природу через Бога, Бога через природу, придавала философии характер натурфилософии.