Проблема происхождения и природа сознания в философии и науке. Предмет социальной философии, страница 4

3. Теория общественного договора (Руссо): первоначально была дикость, отношения не регулировались, анархия, “война всех против всех”, рост населения. Вывод - необходимо договориться, создать органы, которые будут ограничивать свои права, этим органом будет государство;

4. Социально-экономическая концепция (марксистская): объясняет возникновение государства в связи с появлением частной собственности и классовых антагонизмов;

5. Теория завоевания: слабые племена завоёвывались сильными. Государство рассматривалось как механизм подчинения одних другим.

В современное время существуют три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства:

1 подход: общественный – государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа;

2 подход: классовый – считает, что государство является орудием классового господства, подавления одних классов другими;

3 подход: политико-правовой – государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства.

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков:

– наличие публичной власти;

– существование особой политической организации;

– деление населения по территориальным единицам;

– наличие суверенитета;

– выполнение ряда специфических функций, через реализацию которых возможно обеспечение общественных интересов;

– государство имеет монопольные права;

– сбор налогов, выпуск денежных знаков, принятие законов.

Государство различают по форме правления:

1. Монархия: абсолютная, конституционная;

2. Республика: президентская, парламентская, смешанная.

Государства различаются по форме государственного устройства: унитарные и федеративные.

По политическому  режиму (по совокупности способов и средств осуществления власти):

1. Демократический – власть принадлежит народу;

2. Тоталитарный – основан на полном господстве государства над всеми сферами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности;

3. Авторитарный – соблюдает основные гражданский свободы, но власть оперирует жёсткими способами руководства.

Чем совершенней социально-политические отношения в стране, тем чётче разделены функции общества и государства. Правовое государство не испытывает потребность устанавливать мелочную опеку над гражданским обществом.

28. Гуманизм как проблема в философии и культуре.

Гуманизм зародился как таковой в эпоху возрождения (14-17 вв., возник в Италии), когда европейское общество переживало плодотворный этап культурной мысли, а не только философской. Человек приходит к мысли, что разум – сила.

На этапе раннего возрождения была выдвинута программа построения новой культуры на базе широкого комплекса гуманитарных дисциплин. Активно создаются  гуманитарные школы не только в философии, но и в литературе, культуре.

Гуманизм 14 века развивается вширь: появляются многочисленные философские течения, система знаний приобретает светский характер, и знания ориентируются на практические задачи гражданской жизни.

В 15 веке возрастает интерес гуманистов к вопросам теологии, но их решение расходится с позицией официальной церкви.

К концу 15 века обосновывается идеал созерцательной жизни, деятельность учёного оценивается исходя из его гражданских позиций, ценность знания определяется применением к практической жизни; благодаря научным открытиям обогащаются представления о природе, человеке, бытие. Поиск божественных начал находит своё выражение в неком идеале красоты (в средневековье красота – это красота души, в эпоху возрождения – красота во всём).

В 16 веке развивается идеал свободной и гармоничной личности, которая обладает безграничными возможностями в познании мира и созидательной деятельности. В то же время (16 век) появляются кризисные явления: рационалистический взгляд на действительность сочетается с напряжённым поиском идеального земного града (города). Возможности одного человека (индивида) ставятся под сомнение.