Проблема происхождения и природа сознания в философии и науке. Предмет социальной философии, страница 2

5 – космическое сверхсознательное “я”.

Современная наука говорит, что самосознание включено в сознание.

2–4 этап самосознания.

Источники сознания:

1. Внешний предметный и духовный мир;

2. Социо-культурная среда;

3. Весь духовный мир индивида;

4. Мозг как природная система;

5. Всеобщее информационное поле, связывающее человека со Вселенной.

Сверхсознание – это неосознаваемое рекомбинирование ранее накопленного опыта, которое пробуждается и направляется доминирующей потребностью в поисках средств её удовлетворения. Уровень сверхсознания не имеет предела, и он направлен в космос. На уровне надсознания зарождается творчество, оно появляется, когда накопленный опыт перерождается качественно.

Надсознание обуславливается:

1. ранее накопленным опытом: собственный и предшествующий;

2. задачей, поставленной сознанием перед сверхсознанием;

3. доминирующей потребностью.

26. Предмет социальной философии. Особенности общественного бытия.

Философия истории представляет собой достаточно самостоятельную область философии. Философия истории своим предметом делает осмысление качественного своеобразия общества в его отличие от природы.

Понятие общность подразумевает совместное бытие или взаимодействие людей связанных общим происхождением, языком, судьбой. Общностью выступает семья, народ. Общность есть результат естественного развития человечества. Социальная общность – так говорить неграмотно. Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной деятельности больших групп людей, объединённых не на основе общности, а на совместных интересах и договоре. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество это так или иначе самоуправляющаяся общность.

Понятие общества не следует отождествлять с понятием народ и нация. Народ – это форма организации жизни, которая предполагает единство происхождения культуры, языка. Нация – это форма организации жизни одного народа или нескольких близких, связанная с государственностью экономическими, духовными и политическими отношениями людей.

Понятие нация неотделимо от понятия государства.

Необходимо различать философский и общесоциологический подходы к изучению общества.

Философия рассматривает цель, движущие силы и направленность исторического развития. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связи индивидов в единое целое. При этом философский взгляд на общество неотделим от философских проблем личности. Социальная философия возникает в период античности.

В философии выделяют три подхода к объяснению связи и закономерностей объединяющих людей в единый организм.

1 подход: натуралистический;

2 подход: идеалистический – сущность связи объединяющих людей в единое целое усматривают в комплексе тех или иных идей, верований, миров. Присущ тоталитарному режиму: полный диктат над всеми сферами жизни. Идея советского общества: существование других идей было под запретом;

3 подход: связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях, но, при наличии тех или иных верований, имеют самодовлеющий определяющий характер.

Кроме того, выделяют атомический взгляд на общество, рассматривая его как сумму индивидов связанных условными связями. Общность истекает не из природы, а из необходимости.

Органистическая модель рассматривает общество не как простую сумму индивидов, а как целостную систему, которая существует благодаря некому согласию между людьми.

Человек существо стадное, один существовать не может, ему необходимо общение.

Сферы общественных отношений включают в себя:

1. экономическую сферу – это сфера создания материальных благ, их распределение и потребление;

2. социальную сферу – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, классов, других слоёв по поводу социальных условий их жизни и деятельности. В неё входят вопросы здравоохранения;