Коммутация каналов, сообщений и пакетов. Диаграмма обмена сигналами в системах коммутации. Способы организации сетей связи. Типы городских сетей телефонной связи. Функции эксплуатационного управления, страница 23


Функции эксплуатационного управления

Общая задача эксплуатационного управления состоит в том, чтобы обеспечить нор­мальную работу сетей связи, с адаптацией к изменениям как внешних, так и внутренних условий, а также расчеты с пользователями за предоставляемые им услуги. Эксплуатационное управление включает следующие составные части:

-  управление ресурсами (Opera­tions);

-  административное управление (Administration);

-  техническое обслуживание (Maintenance);

-  ввод новых ресурсов (Provisioning).

С 1970-х годов каждая группа действий, связанных с технической эксплуатацией коммута­ционного оборудования, дополнялось специальным приложением. Эти приложения разрабатывались независимо друг от друга и имели простой тек­стовый пользовательский интерфейс. Эксплуата­ционный персонал был обеспечен телетайпными терминалами, подключенными к контролируемым объектам АТС. В дальнейшем теле­тайпы были заменены компьютерами, появилось программное обеспечение «человек-машина» и специальные приложения технической эксплуа­тации.

Функции управления ресурсами АТС определяют модификацию станционных параметров, характеризующих все логические и физические ресурсы в станции, сбор данных для начисления платы, а также сбор и анализ статистических данных о нагрузке, обслуживаемой станцией. Под физическим ре­сурсом подразумеваются станционные устройства, а логиче­ским ресурсом является пучок соедини­тельных линий или направления маршрутизации, являющийся значащим с точки зрения технической эксплуатации станции. В станционном программном обеспечении хранятся сведения о физических и функциональных возможностях своей станции в виде параметров конфигурации, являющихся переменными величинами.

Функции административного управления АТС обеспечивают ведение абонентских данных в виде номера и категории абонентских ли­ний, начисление платы, а также данных, относя­щихся к взаимодействию с УПАТС и с другими сетями связи. Кроме того, функции административного управления АТС задают процедуру при­нятия решений, связанных с развитием сети связи и передачи со­ответствующих указаний функциям управления ресурсами.

Функции технического обслуживания определяют форму контроля работоспособности станции; обнаружения места и вида неисправностей; блокиров­ку последствий неисправностей с диагностикой первого уровня; уда­ление неисправных элементов и их восстановление с диагностика второго уровня. Обычно станционные устройства, неисправность которых может привести к нарушению функционирования АТС, резервируются.

Система эксплуатационного управления АТС взаи­модействует со следующими службами:

службой технической поддержки, в которой создается спецификация для развития и модернизации АТС;

биллинговым центром, в котором обрабатывается учетная информация станции для составления абонентских счетов;

службой безопасности, предотвращающей несанкционированный доступ и злоупотребление при пользовании услугами телефонной связи;

абонентской группой, обеспечивающей назначение линий и ведение станционных баз данных;

группой трафика, изучающей и моделирующей телефонный тра­фик АТС.

Для каждой из представленных выше функций эксплуатационно­го управления разработаны программные системы, являющиеся системами эксплуатационной под­держки OSS (operations support systems).

Для использования всеми приложениями технической эксплуатации АТС был разработан, совместно с ISO и ITU-T стандарт сети эксплуатационного управле­ния телекоммуникациями TMN (TelecommunicationsManagement Network). В этот стандарт включен протокол передачи общей управляющей ин­формации CMIP (Common Management Information Protocol).

Для учёта требований к качества обслуживания (QoS) в TMN введены подсистемы управления сете­вым трафиком NTM (network traffic management). Обычно ка­чество обслуживания вызова в ТФОП задаётся временем ожидания после набора номера и вероятностью потери вызо­ва. В настоящее время определены среднее число вызовов одного абонента в час наибольшей нагрузки, средняя длительность разговора и вероятности того, что абонент занят или не может ответить на вызов, что позволяет проектировать производи­тельность АТС. В интегральных АТС обеспечение требований эксплуатационного управления и качества обслуживания в значительной степени определяются программными средствами.