Риски чрезвычайных ситуаций. Классификация рисков для целей управления и критерии устойчивого (безопасного) функционирования сложной системы, страница 7

Для организации системы управления риском можно также рекомендовать проведение набора как предварительных мероприятий, так и меро­приятий, осуществляемых на постоянной основе [8—10], например:

зонирование территории по степени опасности;

организация хозяйственного освоения террито­рии с учетом риска (в частности, сооружение хи­мических предприятий в наименее опасных для населения районах);

регулярный мониторинг опасных явлений;

сооружение защитных средств;

оперативное противодействие опасному явле­нию (всеми доступными мерами) со стороны ад­министрации накануне и во время его развития;

адекватное образование, обучение и информа­ция населения.

Последний пункт означает, что лицу, прини­мающему решения, необходимо обладать знания­ми, связанными с основными терминами и их оп­ределениями; общими представлениями об осно­вах методологии принятия решений; базовыми по­нятиями, лежащими в основе оценки ошибочно принятого решения.

4.  Система параметров (показателей) оценки и планирование мероприятий по управлению иденти­фицированными рисками.

Системы показателей для оценки и последующего управления рисками от ЧС могут быть построены разными способами. Методология построения представляется здесь как совокупность целенаправленных шагов, с помо­щью которых на основе разработанных предвари­тельно правил отбора можно попробовать выде­лить такие показатели, которые будут отвечать за­данным правилами отбора условиям.

Правила отбора показателей заключаются в ука­зании свойств, которыми они должны обладать: на­учная обоснованность, чувствительность, способ­ность к агрегативности, простота интерпретации.

Среди показателей должны быть такие, кото­рые отражают: количественные характеристики объекта; качественные характеристики объекта; основные свойства объекта; основные возможные угрозы, исходящие от объекта; класс опасности объекта; время функционирования объекта; тех­нологическое обеспечение объекта; обеспечен­ность объекта квалифицированным персоналом; основные критерии и связанные с ними показате­ли (параметры) устойчивого функционирования данного конкретного объекта.

Специальные требования к показателям озна­чают, что они должны включать:

численные значения параметров характеристик исследуемых процессов и явлений, протекающих в этом объекте;

численные значения параметров, описываю­щих свойства исследуемых объектов;

численные значения какой-либо величины или совокупности величин, характеризующих взаимо­связи между основными элементами объекта, а также между объектом и окружающей средой и на­селением.

Показатели можно расклассифицировать по разным признакам, например: по функционально­му, по структурному, по массовому, по энергети­ческому, по информационному.

Целесообразность выбора тех или иных показа­телей диктуется спецификой объектов и задачами, которые мы пытаемся решить. Поиском и обосно­ванием таких показателей активно занимаются уче­ные и специалисты в странах Азии, Европы, Аме­рики, а также России. Практически все сходятся во мнении, что одним из перспективных направлений может быть направление, получившее название «ин­дикаторы и индексы» [11]. Индикатор — это пока­затель, который может быть интерпретирован как мера величины, мера свойств или мера какого-либо процесса. Индекс — мера отклонения от уровня, принимаемого за базовый [10, 11].

Заключение

Решение проблемы управления безопасным функционированием сложных систем в условиях ЧС и надежного прогнозирования природных и техногенных катастроф (аварий) требует создания эффективной информационной технологии для ее внедрения в системы мониторинга окружающей среды и интересующих нас техногенных объектов.

Рассмотренный подход нацелен на создание требуемой технологии.

Одновременно с этим следует отметить, что наибольший эффект и наилучшая работоспособ­ность предлагаемой методологии и схемы управ­ления по планированию мероприятий по сниже­нию рисков ЧС и обеспечению безопасного функ­ционирования сложных систем могут быть достиг­нуты в том случае, если будет совершен переход к новым принципам управления сложными систе­мами; новой организационной структуре системы управления; новой системе показателей, адекватно отражающих состояние сложной системы; но­вым информационным системам поддержки при­нятия решений; новым форматам представления информации для систем принятия решений.