Риски чрезвычайных ситуаций. Классификация рисков для целей управления и критерии устойчивого (безопасного) функционирования сложной системы, страница 5

информационный ресурс анализа риска;

возможность взаимной трансформации инфор­мации, полученной на основе результатов оценки риска и любого другого способа описания устойчи­вого состояния рассматриваемой сложной системы.

Информационный ресурс анализа риска, даю­щий возможность реализовать задачу теоретиче­ски, базируется на совокупности сведений из со­ответствующих областей знаний, набора статисти­ческих данных о работе интересующих систем, о состоянии здоровья населения и результатов рас­чета математических моделей различных процес­сов и явлений в рассматриваемой системе.

Возможность взаимной трансформации ин­формации, поступающей в систему контроля за состоянием сложной системы, означает, что ин­формация должна быть конструктивной, т. е. со­поставимой с оценками, получаемыми другими методами.

3. Схема управления устойчивым функционированием сложных систем,

основанная на использовании инструмента риска

1.  Руководящая идея и базовые принципы.

 Для объектов, представляющих опасность для челове­ка и природы, чрезвычайно актуальным является вопрос о разработке основных принципов управ­ления по обеспечению их устойчивого (безопасно­го) функционирования. Однако в настоящее время отсутствует сколько-нибудь удовлетворяющая за­просам практики методика оценки эффективности систем управления по защите от ЧС для слож­ных систем [4—6].

В соответствии с двумя главными факторами риска — характером опасного явления и уязвимо­стью населения существуют и две основные кон­цепции управления риском ЧС [1].

Согласно первой из них, иногда называемой по­веденческой (ныне господствующей), снижение риска следует осуществлять путем борьбы с сами­ми опасными явлениями, применяя для этого раз­нообразные технические средства. Только послед­ние, как полагают приверженцы этой концепции, могут «улучшить», «исправить» опасный феномен и минимизировать риск.

Вторая концепция, получившая название струк­турной, исходит из того, что решение проблемы стихийных бедствий следует обеспечивать путем оп­тимизации социально-экономических условий и, таким образом, уменьшения уязвимости населения.

Представляемый авторами статьи системный подход к обозначенной проблеме применяет поня­тийный аппарат, строящийся на концепции безо­пасности и принципа приемлемого риска [3—7, 9].

Основу концепции безопасности составляют следующие положения:

а) определение опасности и безопасности, их видов, их классификации и уровня;                             

б) определение шкал и количественных единиц измерения уровня опасности и уровня безопасно­сти применительно как к объекту (сложной систе­ме), так и к человеческому сообществу.

Руководящая идея включает в себя синтез под­ходов ко взглядам на управление, рассматривая управление и как процесс, и как функцию, и как отношения, и содержит формулировку нескольких исходных принципов.

1.  Принцип целостности при планировании ме­роприятий по снижению рисков ЧС — действия, ус­ловия и мероприятия должны быть направлены на достижение одной конкретно поставленной цели.

2.  Принцип системного подхода — территория, расположенные на ней объекты и проживающее население должны рассматриваться как единое це­лое — система.

3.  Принцип стратегии при планировании меро­приятий по снижению рисков — минимизации числа человеческих жертв.

4.  Принцип тактики при планировании меро­приятий по снижению рисков — минимизации ма­териального ущерба и ущерба окружающей среде.

5.  Принцип экологического императива — пла­нируемые мероприятия по снижению рисков воз­никновения ЧС должны строиться на минимиза­ции наносимого окружающей среде ущерба.

6..Принцип приоритета здоровья человека — планируемые мероприятия по снижению рисков возникновения ЧС должны строиться на миними­зации ущерба здоровью человека, попавших в ЧС.

7.  Принцип управления: риск — затраты — выгода.

8.  Принцип локального реагирования — прове­дение мероприятий и ответственность за их по­следствия ложатся на местные органы власти; этот принцип не отвергает поддержку федеральной и региональной властей.