Железнодорожная транспортная система, структура и функционирование. Перевозочный процесс. Дестабилизирующие и поражающие факторы, страница 6

поражающий фактор груза - явление, вызванное изменением состояния опасного груза и обладающее свойством наносить ущерб здоровью пассажиров, технического персонала и населения, вызывать их смерть, наносить ущерб товарным качествам других грузов, разрушать, наносить ущерб транспортной системе и окру­жающей среде.

3. К  методике идентификации опасных состояний процесса движения поезда

и поражающих факторов.

Под идентификацией опасных состояний понимается выполнение трех следующих операций: определение возможных опасных состояний движения поезда (собственно идентификации опасных состояний);  определение опасных дестабилизирующих факторов, вызывающих переходы движения поезда в эти состояния; предварительная оценка потерь, обуславливаемых этими переходами.  Предварительная оценка уровней возможных потерь необходима для принятия решения о целесообразности учета того или иного состояния при анализе безопасности движения и рисков потерь.

В зависимости от того, на каком этапе « жизненного цикла» находится подсистема ЖДТС, производится анализ по результатам идентификации опасных состояний, должно быть принято одно из следующих решений:

-уровни возможных потерь достаточно низкие, чтобы их не учитывать при дальнейшем анализе безопасности;

- необходимо учитывать опасное состояние процесса движения поезда при дальнейшем анализе ввиду существенных потерь, обуславливаемых переходом движения в это опасное состояние;

- в связи с высоким уровнем ожидаемых потерь необходимо корректировать параметры транспортной подсистемы, если она находится на этапе разработки, или необходимо разработать дополнительные мероприятия по повышению безопасности движения, если транспортная система находится на этапе эксплуатации.

При идентификации опасных состояний движения поезда используются различные методы, отличающиеся степенью формализации и заложенными в их основу принципами.

Все они подразделяются на три группы:

- методы сравнения, основывающиеся на использовании прошлого опыта эксплуатации системы, подобной анализируемой;

- методы, предназначаемые для стимулирования деятельности исследователей путем постановки серии вопросов типа « что будет, если?»;

- индуктивные методы, основанные на применении логических схем типа «древа событий» для установления причинно-следственной между различными начальными  событиями и их конечными последствиями.

Что касается идентификации поражающих факторов, то эта задача решается теми же методами, что и задача идентификации опасных состояний движения поезда.

На ж.д. транспорте ведется учет опасных состояний движения поездов, причин их возникновения, поражающих факторов и последствий крушений и аварий. Статистические данные достаточно полные, чтобы с их помощью можно было идентифицировать все виды опасных состояний процесса движения поезда.

 В общем случае возможны следующие опасные состояния движения поезда:

- столкновение со встречно движущимся поездом;

- столкновение с попутно следующим поездом;

- столкновение с транспортным средством другого вида, или с каким – либо другим объектом, в том числе на переезде;

- сход поезда или его части с рельсового пути;

Эти состояния  называются опасными потому, что при переходе движения поезда в эти состояния возникают поражающие факторы. К ним относятся сила инерции, неуправляемая механическая сила конструкции подвижного состава, высокая температура пожаров, ударная волна взрывов, отравляющие химические и биологические вещества, радиация.

Часть этих поражающих факторов являются следствием опасного развития движения вагонов и локомотивов, другая часть обусловлена грузом. При этом в одних случаях первичной причиной появления поражающих факторов является столкновение поездов или сход поезда с рельсового пути , приводящее к рассеянию в пространстве отравляющих  или радиоактивных веществ; в других, наоборот, - первичной причиной переход движения в нештатное состояние является опасный груз, например. Его взрыв.