Определение содержания водорастворимых кислот и щелочей в авиационных топливах, маслах и рабочих жидкостях по ГОСТ 6307-75, страница 2

Пробу авиационного масла или рабочей жидкости в объеме не менее 100 см3, перемешивают в течение 5 мин в сосуде, заполнен­ном не более чем на 3/4 его вместимости. В противном случае она будет неравномерно перемешана. Если вязкость авиационного мас­ла при температуре 50 °С больше 75 мм2/с (сСт), то такое авиаци­онное масло предварительно нагревают до температуры 50—60 °С, соблюдая меры предосторожности, определяемые правилами по­жарной безопасности.

Дистиллированную воду ибензин проверяют на нейтральность с помощью рН-метра или индикаторным методом по той же мето­дике, что и при подготовке к испытаниям авиационного бензина по ГОСТ 6307—75.

Проведение испытания

В делительную воронку помещают 50 см3 дистиллированной воды. Содержимое воронки перемешивают взбалтыванием в тече­ние 5 мин, не допуская образования эмульсии. После 10—15 мин отстаивания нижний водный слой сливают через воронку с бумаж­ным фильтром в коническую колбу.

Если при смешивании пробы авиационного топлива с водой образуется эмульсия, то водорастворимые кислоты и щелочи экст­рагируют, обрабатывая авиационное топливо водно-спиртовым раствором в соотношении 1 : 1, нагретым до 50—60 °С (вместо ди­стиллированной воды).

В полученных водных или спиртовых вытяжках определяют присутствие водорастворимых кислот и щелочей по реакции среды (рН) или с помощью индикаторов.

Для определения содержания водорастворимых кислот и щело­чей по реакции среды (рН) в стакан помещают 35—40 см3 вытяж­ки, погружают электроды на глубину 10—12 мм и замеряют величину реакции среды в соответствии с требованиями по эксплуата­ции рН-метра.

Для определения содержания водорастворимых кислот с помо­щью индикаторов в одну пробирку помещают 1—10 см3 водной вытяжки, а в другую пробирку — дистиллированную воду в том же объеме. В первую пробирку добавляют 2 капли раствора инди­катора метилового оранжевого и сравнивают цвет водной вытяжки с цветом того же объема дистиллированной воды во второй пробир­ке, в которую также добавляют 2 капли раствора индикатора ме­тилового оранжевого. Окрашивание водной вытяжки в розовой цвет указывает на наличие в пробе авиационного топлива водо­растворимых кислот.

В другую пробирку с 1—10 см3 водной вытяжки добавляют 3 капли индикатора фенолфталеина. Одновременно добавляют 3 капли индикатора фенолфталеина в такое же количество ди­стиллированной воды и сравнивают цвет водной вытяжки и дистиллированной воды в этих пробирках. Окрашивание водной вытяжки в розовый или красный цвет указывает на наличие водо­растворимых щелочей.

Авиационное топливо считается не содержащим водораствори­мых кислот и щелочей при отсутствии розовой или красной окраски вытяжки от добавления индикаторов фенолфталеина или метило­вого оранжевого.

В делительную воронку помещают 50 см3 испытуемого авиаци­онного масла или рабочей жидкости и50 см3 дистиллированной воды, нагретых до температуры 50—60 °С. Если вязкость авиаци­онного масла при 50 °С более 75 мм2/с (сСт), то его предваритель­но смешивают при температуре окружающей среды с 50 см3 авиа­ционного бензина. Затем добавляют 50 см3 дистиллированной воды, подогретой до температуры 50—60 °С.

Содержимое делительной воронки взбалтывают в течение 5 мин, не допуская образования эмульсии.

Если при смешении авиационного масла или рабочей жидкости с водой образуется эмульсия, то водорастворимые кислоты и ще­лочи экстрагируют, обрабатывая авиационное масло или рабочую жидкость спиртовым раствором в соотношении 1:1, нагретым до температуры 50—60 °С (вместо дистиллированной воды).

Далее испытания проводят по методике определения содержа­ния

Рис. 1, Прибор для                    водорастворимых кислот и щелочей в авиационных бензинах.

определения нейтральности. 

Обработка результатов

Результаты двух последовательных определений, полученные одним оператором на одних и тех же аппаратуре и пробе авиаци­онного топлива в одинаковых условиях, признаются достовер­ными (при доверительной вероятности 0,95), если расхождения между ними не превышают значений, приведенных в табл. 1.

Результаты двух определений, полученные в разных лаборато­риях на одной и той же пробе авиационного топлива в одинаковых условиях, признаются достоверными (при доверительной вероят­ности 0,95), если расхождения между ними не превышают значе­ний, приведенных в табл. 1

Таблица   1

Характеристика водной вытяжки авиационных топлив в зависимости от реакции среды (рН)