Определение содержания водорастворимых кислот и щелочей в авиационных топливах, маслах и рабочих жидкостях по ГОСТ 6307-75

Страницы работы

Содержание работы

Федеральное агентство по образованию

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнёва

Химия  ГСМ

Лабораторная работа №

Определение содержания водорастворимых кислот и щелочей в авиационных топливах, маслах и рабочих жидкостях

 по ГОСТ 6307-75

Красноярск, 2005


Цель работы:

Научиться определять содержание водорастворимых кислот и щелочей в авиационных топливах, авиационных маслах и рабочих жидкостях.

Теоретические сведения.

Авиационное топливо не содержит водорастворимых кислот и щелочей, если его реакция среды находится в пределах 6—8 рН.

Сущность данного метода заключается в извлечении водорас­творимых кислот и щелочей из авиационных топлив водой или вод­ным раствором спирта и в определении реакции среды (рН) вод­ной вытяжки рН-метром или с помощью индикатора.

Минеральная кислотность нефтепродуктов почти всегда определяется присутствием серной кислоты, а щелочность —присутствием NaOHи Na23. Появление их в очищенных нефтепродуктах вызываются неполной нейтрализацией после кислотной очистки и плохой отмывкой щелочи при щелочной очистке, а также неправильно транспортировкой, небрежным хранением.

Присутствие минеральных кислот и щелочей в нефтепродукта; недопустимо, так как они вызывают коррозию и нарушают прочность металлов, соприкасающихся с ними в процессе хранения. Кроме того с течением времени под действием атмосферных реагентов 2о, о2) нагревания возникают процессы окисления, осмоления и разложения. Присутствие даже ничтожных следов минеральных кислот и щелочей не допустимо и товарных продуктах. Нефтепродукты, содержащие следы минеральных кислот и щелочей, должны браковаться.              

Согласно ГОСТ 6357—75 считается, что авиационное топлива не содержит водорастворимых кислот и щелочей, если его реакция среды находится в пределах 6-8 рH.

Сущность метода определения содержания водорастворимых кислот и щелочей заключается в извлечении их из топлив водой или водным раствором спирта и определении реакции среды (рH) водной вытяжки рH -метром или с помощью индикатора. В большинстве стран стандартизованы только качественные методы определения.

Аппаратура, реактивы и материалы

рН-метр рН-340 или рН-673, или рН-121 и др. с погрешностью измерений не; более 0,1 рН со стеклянными, хлорсеребряными или каломельными электродами.

 Пробирка любого типа вместимостью не более 10 см3.

Стаканы высокие инизкие вместимостью 100 см3 из химически стойкого стекла.

Колба коническая вместимостью 100 см3 из химически стойкого стекла.

 Воронка делительная вместимостью 250 и 500 см3.

 Цилиндры вместимостью 25, 50 и 100 см3 по ГОСТ 1770—74.

 Чашка выпарительная по ГОСТ 25336—82.

 Шпатель.

 Пипетка любого типа по ГОСТ 20292—74.

 Спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 17299—78, разбавленный дистиллированной водой в соотношении 1 : 1.

Индикатор метиловый оранжевый, 0,02%-ный водный раствор по ГОСТ 10816—64.

Индикатор фенолфталеин, 1%-ный водный раствор в 60%-ном этиловом спирте по ГОСТ 5850—72.

Вода дистиллированная, проверенная на нейтральность, по ГОСТ 6709—72.

          Бумага фильтровальная лабораторная по ГОСТ 12026—76.

 Бензин Б-70 по ТУ 38-101913—82 или нефрас С-50/170 8505—80.

Подготовка к испытанию

Пробу авиационного топлива перемешивают взбалтыванием в течение 5 мин в лабораторной посуде, заполненной не более чем на 3/4 ее вместимости.

Дистиллированную воду проверяют на нейтральность по инди­каторам метиловому оранжевому, фенолфталеину или при помощи рН-метра. Для приготовления индикатора метилового оранжевого растворяют 0,02 г метилового оранжевого в 100 см3 дистиллирован­ной воды. Приготовление индикатора фенолфталеина описано в п. 8.1.7.

Подготовленную к испытаниям дистиллированную воду следует проверить на нейтральность. Для этого необходимо в три чистые пробирки налить по 1 —10 см3 воды. В одну из пробирок добавля­ют 2—3 капли индикатора метилового оранжевого, в другую до­бавляют 2—3 капли индикатора фенолфталеина. Затем цвет воды в пробирках, в которые добавлены индикаторы метиловый оранже­вый и фенолфталеин, сравнивают с цветом воды той пробирки, в которую ничего не добавлялось. Отсутствие розовой или оран­жевой окраски дистиллированной воды в пробирках указывает на отсутствие в ней водорастворимых кислот и щелочей.

При испытании авиационных топлив пробы нагревают до 50— 60 °С, а при испытании авиационных бензинов пробы не нагре­вают. Дистиллированную воду нагревают до 50—60 °С.

Похожие материалы

Информация о работе