Краткий анализ авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, страница 11

            Опасные факторы, приводящие к выходу вертолета на режим «самопроизвольного» левого вращения на висении:

резкая, некоординированная перекладка педалей;

резкие, некоординированные отклонения РЦШ;

энергичное отклонение рычага «шаг-газ», особенно на увеличение общего шага НВ;

несвоевременное парирование допущенного превышения угловой скорости раз­ворота вертолета на висении в условиях ветра;

создание крена у вертолета в сторону разворота и колебания вертолета по углам

крена и тангажа на висении.

Способствующие неблагоприятные факторы:

предельная полетная масса вертолета;

большая барометрическая высота площадки висения (высокогорные площадки);

высокие температуры окружающего воздуха;

малый запас (или отсутствие запаса) мощности силовой установки;

пониженная частота вращения НВ;

порывистый или изменчивый по направлению ветер;

наличие орографических особенностей площадки висения, присутствие сооруже­ний, способных вызвать завихрение и турбулизацию ветрового потока или изменение его направления и силы;

износ деталей газовоздушных трактов двигателей и лопастей НВ в процессе экс­плуатации;

включение на висении противообледенительной системы (ПОС) и (или) пыле­защитного устройства (ПЗУ).

            Опасные факторы, приводящие к выходу вертолета на режим «са­мопроизвольного» левого вращения на взлете:

неучет летчиком направления и силы ветра;

неучет влияния рельефа местности на сохранение аэродинамического эффекта «воздушной подушки» при взлете с неподготовленных и незнакомых площадок;

резкое увеличение общего шага НВ для отделения вертолета от земли;

некоординированное или несоразмерно малое отклонение правой педали на взлете;

излишнее по величине и резкое по темпу отклонение РЦШ в положение «от себя» для перевода вертолета на разгон, приводящие к просадке, вынуждающей летчика увеличивать общий шаг НВ, что при дефиците мощности ведет к падению оборотов НВ, нехватке запаса путевого управления и вращению вертолета влево;

выполнение энергичного поворота влево на заданный курс с недопустимо большим углом крена в процессе разгона скорости после первоначального перевода в разгон против ветра;

резкая, некоординированная перекладка педалей при выдерживании направления взлета при страгивании вертолета и при разгоне скорости;

энергичное отклонение рычага «шаг-газ», особенно на увеличение общего шага НВ.

Способствующие неблагоприятные факторы:

предельная взлетная масса вертолета;

большая барометрическая высота площадки взлета (высокогорные площадки);

высокие температуры окружающего воздуха;

малый запас (или отсутствие запаса) мощности силовой установки;

пониженная частота вращения НВ;

порывистый или изменчивый по направлению ветер в приземном слое;

затенение площадки взлета густым лесным массивом, возвышенностями мест­ности, зданиями, сооружениями; отвлечение внимания, растерянность экипажа, непонимание существа возникшего усложнения условий полета на взлете;

износ деталей газовоздушных трактов двигателей и лопастей НВ в процессе экс­плуатации;

включение в процессе взлета ПОС и (или) ПЗУ; 08.01.08 г. – на вертолете Ми-8 НПК «ПАНХ» при подготовке к взлету произошло ложное срабатывание противопожарной системы. Через 10 минут после запуска двигателей и их опробования перед началом выполнения контрольного висения сработали сигнальные тало: «Пожар левого двигателя», «Кран открыт», «Сработали баллоны автоматической очереди», речевой информатор РИ-65 известил о пожаре в отсеке левого двигателя и выдал информацию в эфир. Экипаж проверил параметры работы двигателей, они соответствовали норме, визуально убедился в отсутствии признаков пожара на борту, оценил сложившуюся ситуацию, как ложное срабатывание системы пожаротушения и принял решение на прекращение выполнения полетного задания и выключения двигателей, о чем было доложено диспетчеру УВД. После останова двигателей технического бригадой был проведен визуальный осмотр вертолета и системы пожаротушения. Признаков пожара на вертолет не обнаружено, баллоны автоматической очереди пожаротушения были разряжены, табло сигнализации о пожаре указывали на то, что произошло ложное срабатывание системы пожаротушения вертолета.