Основы алгоритмизации и вычислений: Учебно-практическое пособие, страница 11

3,14=3,14*100=0,314*101=0,0314*102=…

            Порядок числа определяет положение запятой и записи мантиссы. При изменении порядка соответствующим образом меняется положение запятой. Запятая как бы «плавает». Это изменение запятой и дало название способу представления чисел.

            Число с плавающей точкой представляется неоднозначно. Одно из этих представлений называется нормализованным. В этом случае для десятичной системы счисления мантисса должна удовлетворять требованию:

            Другими словами, первая цифра мантиссы после запятой должна быть отличной нуля. Для числа 3,14 представление в нормализованной форме будет иметь следующий вид:

3,14=0,314*101

            Здесь A=0,314, p=1. Аналогично для числа -0,00062 имеем -0,00062=0,62*10-3 A=0,62, p=-3.

            Точно также в любой системе счисления с основанием Q число a неравное нулю записывается в форме с плавающей точкой. Число a называется нормализованным, если выполняется условие:

Пример 1.

Пример 1.

Дано A(10)=43,97. Найти A(2).

Решение:

Сначала переводим целую часть B(10)=43

B(2)=101011

Затем дробную C(10)=97

C(2)= 1100001

Записываем результат

D(2)= 101011,1100001

Теперь приводим число к нормализованному виду. Для этого сдвигаем запятую на шесть разрядов 6(10)= 110(2).

Получили  мантиссу равную 0,1010111100001 и порядок равный 110.

Ответ:

A(2)=0,1010111100001*10110

3.5. Арифметические операции в системах счисления используемых вычислительной техникой.

            Все правила вычислений любой позиционной системы счисления совпадают с правилами десятичной системы счисления.

3.5.1. Арифметические операции с целыми числами в двоичной системе счисления.

            Как и в десятичной системе счисления, все арифметические операции с целыми числами в двоичной системе счисления основаны на таблице сложения и умножения, приведенных в таблицах 6 и 7.

Таблица 6. Сложение двоичных чисел

Таблица 7. Умножение двоичных чисел

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

10

1

0

1