Общая характеристика дисциплины «Финансы бюджетных организаций», ее основных понятий, страница 5

Тема 9. Основы организации контроля за формированием и использованием средств бюджетных организаций в системе федерального казначейства

Девятая тема также уже частично затрагивалась в других дисциплинах. В частности, основы знаний по этому вопросы должны быть сформированы у студента после изучения дисциплины «Бюджетная системы РФ». В процессе освоения этой дисциплины Вы уже уяснили, что в 90-х годах прошлого века в России было введено казначейское исполнение федерального бюджета, для чего была создана система Федерального казначейства.

Что касается субъектов РФ, то исполнение их бюджетов могли осуществлять как территориальные органы федерального казначейства, так и органы созданного в рамках данного субъекта субфедерального казначейства. При этом право выбора предоставлялось только субъектам донорам. Субъекты реципиенты, а тем более высокодотационные субъекты РФ в обязательном порядке  должны были перейти на обслуживание в федеральное казначейство.

Из ранее изученных дисциплин Вы также знаете, что бюджетные организации при казначейском исполнении бюджета не имеет право самостоятельно открывать счета в коммерческих банках. Все банковские операции для таких организаций осуществляются только через систему лицевых счетов, открытых в казначействе. С банками контактирует только казначейство. При этом нельзя отождествлять казначейство с банками. Они выполняют совершенно разные функции. Казначейство берет на себя контроль за целевым и рациональным использованием средств, а банк только осуществляет требуемую операцию, например, перевод средств или выдачу наличных.

В данной теме Вы узнаете как в Федеральном казначействе ведутся лицевые счета по учету бюджетных средств и лицевые счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Обратите внимание, что для открытия лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности бюджетная организация должна получить специальное разрешение.

Это означает, что если предпринимательская деятельность будет осуществлять бюджетной организацией без такого разрешения, то доходы от ее осуществления в распоряжение бюджетной организации не поступят. В свою очередь наличие такого разрешение и строгий контроль со стороны казначейства за соответствием осуществленного платежа разрешенному виду деятельности возлагает особые требования по четкости и корректности оформления документов на плательщиков.

В настоящее время в целом по стране весьма значительные суммы не зачисляются казначейством на лицевые счета бюджетных организаций – получателей только по той причине, что назначение платежа, указанное в платежном поручении не соответствует направлению предпринимательской деятельности для учета поступлений от которой открыт лицевой счет. 

При изучении темы следует обратить внимание на учет обязательств по договорам на поставку продукции, осуществляемый казначейством, на санкционирование и финансирование расходов бюджетных организаций, которые осуществляются в целях недопущения возникновения неплатежей по обязательствам бюджетных организаций при использовании средств бюджетного финансирования.

Тема 10. Основы организации финансовой работы в бюджетной организации

Десятая тема является завершающей в дисциплине «Финансы бюджетных организаций» она призвана подвести итог деятельности финансового работника этой структуры. Поскольку все темы, ранее разобранные в КОПР, теснейшим образом касаются финансовой службы бюджетного учреждения, то в данной теме рассматриваются только те направления деятельности, которые ранее, в других темах, разобраны не были. Например, в теме не раскрывается формирование финансовых ресурсов или составление сметы бюджетного учреждения, хотя этими вопросами в обязательном порядке занимается финансовая служба.

Основное внимание в теме уделяется нескольким направлениям, определяющим  специфику финансовой работы в бюджетной организации: