Общая характеристика дисциплины «Финансы бюджетных организаций», ее основных понятий, страница 3

Для того, чтобы более четко уяснить себе особенности формирования финансовых ресурсов бюджетных организаций Вам следует повторить основы формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций, изученные Вами в курсе «Финансы», а также соответствующий раздел в дисциплине «Финансы предприятий».

В основном доходы бюджетных учреждений складываются за счет двух источников: бюджетного финансирования и внебюджетных источников. При этом сочетание этих двух групп может быть различным, начиная от стопроцентного бюджетного финансирования и кончая участием бюджета в пределах десятка процентов. Законодательно не установлены максимальные и минимальные пределы бюджетного финансирования для таких учреждений.

Изучая внебюджетные источники финансовых ресурсов бюджетных организаций, Вам следует обратить внимание на пути и способы получения этих средств.

Тема 4. Расходы бюджетных организаций и их планирование

Четвертая тема является последней среди тем, посвященным общим вопросам организации финансов бюджетных учреждений. Эта тема очень тесно связана с уже ранее изученной Вами дисциплиной «Бюджетная система РФ». По этой причине прежде чем приступать к изучению темы 4 КОПР «Финансы бюджетных организаций» Вам следует вспомнить материал по классификации бюджетных расходов, пройденный Вами в дисциплине «Финансы», и материал по планированию бюджетных расходов, уже пройденный Вами в курсе «Бюджетная система РФ».

Как Вы уже хорошо знаете из курса «Финансы» все хозяйствующие структуры для организации своей финансовой деятельности составляют финансовые планы. Коммерческие структуры организуют плановую работу на базе различных бюджетов, а бюджетные организации путем составления смет.

При изучении темы Вам следует четко уяснить чем бюджеты коммерческих организаций отличаются от смет бюджетных учреждений. Необходимо понять сколько и каких смет должна составлять бюджетная организация и почему. Обратите внимание на основные статьи сметы, объясните, почему смета содержит именно эти, а не другие статьи. В случае затруднения обратитесь к первой теме дисциплины и свяжите особенности организации финансов бюджетных учреждений с особенностями работы со сметой, ее содержанием.

Очень важно понять как планируются отдельные направления, в первую очередь, расходы на оплату труда и другие расходы на текущее содержание бюджетной организации.

Тема 5. Финансы бюджетных организаций в сфере образования, подготовки кадров, науки и культуры

Пятая тема начинает ряд тем, посвященных организации финансов бюджетных учреждений отдельных направлений их деятельности.

Изучение этой и последующих тем предполагает, что Вы уже хорошо знаете основы организации финансов бюджетных учреждений, изложенные в предыдущих темах, поэтому прежде чем приступать к изучению этой темы проверьте свои знания, ответив на вопросы для самопроверки и на контрольные вопросы по предыдущим темам. Если полученные результаты будут удовлетворительными, приступайте к изучению данной темы.

Начните с классификации изучаемых в теме бюджетных организаций. Из дисциплины «Бюджетная система РФ» Вы уже знаете какие учреждения относятся к системе образования, какие к науке и культуре. Вспомнив их классификацию, изученную ранее, обратите внимание, какие из них финансируются из федерального бюджета, какие из бюджетов субъектов РФ или муниципалитетов. Обратите внимание, что школы, например, почти полностью финансируются за счет местных бюджетов, а ВУЗы – федерального.

В отличие от других бюджетных учреждений в финансировании потребностей бюджетных организаций в сфере образования, подготовки кадров и культуры важную роль играют внебюджетные источники финансирования, сформированные за счет предоставления достаточно большого круга платных услуг. К последим в сфере образования относятся такие как повышение квалификации, переподготовка кадров, обучение в аспирантуре, ординатуре и многие другие. А в сфере культуры - доходы от продажи билетов и оказания сопутствующих услуг.