Предмет дисциплины «Социология управления», процессы и социальные отношения (обзорная лекция), страница 7

Изучение управления с позиций социологии предполагает организацию логически взаимосвязанных процедур с целью получения достоверных знаний о процессах объекта управления. Исходя из поставленных задач различают:

а) информационные исследования (оперативное получение первичной информации),

б) измерительные исследования (получение и обработка системно связанной информации и разработка практических рекомендаций),

в) социоинженерные исследования (сбор, количественно - качественный анализ информации о социальных процессах, выработка рекомендаций, разработка социальных технологий и их внедрение).

По глубине анализа выделяют:

а) разведывательное исследование (которое носит предварительный характер; например, зондирование методом первичного опроса мнения коллектива об удовлетворенности условиями труда и управления),

б) описательное исследование (более объемная работа социолога. Её цель - получение максимально возможной информации о процессах управления),

в) углубленно - аналитическое исследование (всестороннее описание объекта, анализ процессов управления в реальном масштабе времени, прогнозирование социальных процессов).

Далее внимательно прочитайте материал на страницах 3,4 Темы 4 компьютерной обучающей программы.

Тема 3. Управление, манипулирование и интересы

Приступая к изучению манипулирования, поразмышляйте над следующим: в современном мире работодатель, стремиться получить от наемного труда существенно больше, чем это определено рамками трудового соглашения (контракта). «Хороший работник» сегодня это, нередко, синоним только «экономической рабочей силы» - «её покупают, она должна тратиться». Это бытующее представление о безропотном высокопрофессиональном исполнителе, который обязан выполнять все указания руководителя, но не должен без разрешения высказывать свое мнение и проявлять инициативу. Такой стиль «рамочного» управления практикуется не только в отдельных коммерческих организациях, но встречается в бюджетной сфере, в государственных структурах. В реальной системе социально - трудовых отношений нередко складываются ситуации, когда цели и задачи, решаемые теми, кто управляет, и особенно используемые при этом методы управления оказываются несовместимыми в представлении тех, кем управляют. В этих случаях, для достижения своих целей, руководитель может поддаться соблазну применить приемы, называемые манипулированием. С некоторыми примерами манипуляций (в жизни их значительно больше) ознакомьтесь на странице 5 компьютерной обучающей программы. Обратите внимание, что психологические манипуляции являются составной частью всех манипуляций индивидуального и массового характера, поскольку любое манипулирование связано с психическими процессами человека, с воздействием на сознание, восприятие, ощущение.

Манипуляции могут быть осознанными и неосознанными. В управлении часто присутствуют элементы ненормативного прессинга, спекуляции, тонкого (или грубого) шантажа, злоупотребления человеческими, профессиональными интересами партнера. Например, во взаимоотношении двух бизнесменов преувеличение выгоды и преимущества считается естественным, равно естественным считается и… пренебрежение потерями партнёра.

В перечень психологических причин, подталкивающих человека к манипуляциям можно внести:

·  Неуверенность в себе (человек не доверяет своим способностям, не слышит голос совести),

·  Потребность властвовать, эгоцентризм,

·  Скрытые чувства страха, боязнь ответственности,

·  Нелюбовь к людям, непонимание людей и другие.

Философия всех видов манипуляторов кратко сводится к четырем системам:

1. «Главенствовать и властвовать, во что бы то ни стало»;

2. «Никогда не вызывать раздражения»;

3. «Выигрывать любой ценой»;

4. «Отвергать заботу».

Согласно справедливому мнению этого же ученого «Манипулятор - это …неблагополучная личность, которая стремиться управлять собой и окружающими, причем относится к людям как к вещам и не осознает свою фальшивость».