Предмет дисциплины «Социология управления», процессы и социальные отношения (обзорная лекция), страница 4

Для изучения места и роли общностей, социальных групп в системе социального управления их классифицируют по различным признакам, основные из которых - социально значимые функции и критерии. В этой связи рассматривают:

а) социальные категории (например, как объект социальной заботы - многодетные семьи и семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями);

б) реальные группы (например, учителя, военнослужащие, служащие организации по признаку пола и дохода, технический персонал предприятия);

в) агрегаты или объединения людей, выделяемые на основе поведенческих признаков (например, аудитория телевидения, посетители театра, болельщики команды «Спартак», посетители легкоатлетических соревнований). Организация при этом в системе управления рассматривается и как социальная категория, и как средство достижения определенных социально - экономических целей.

Обратите также внимание на особенности первичной и вторичной социализации индивида. Первичная социализация это сфера межличностных отношений. Она связана с воздействием на человека его непосредственного окружения - семьи, учебного и трудового коллектива. Субъектами первичной социализации выступают близкие и дальние родственники, друзья, учителя, врачи, непосредственные руководители по работе, учебе. Значение первичной социализации особенно заметно проявляется на ранних этапах развития личности. Вторичная социализация осуществляется государством, средствами массовой информации, армией, на производстве. Субъекты вторичной социализации - руководители и официальные представители государства и его органов: милиции, суда, администрация предприятий, учебных заведений и её представители, политические лидеры, сотрудники радио, телевидения, печати. Значение вторичной социализации особенно выражено в зрелом возрасте человека.

Изучая вопросы, связанные с государственной социальной политикой, прошу обратить внимание на страницы 1, 2, 5 ,6 Темы 1 и страницу 2 Темы 2 компьютерной обучающей программы. В этой связи важно подчеркнуть:

Первое, под внутренней социальной политикой понимается, прежде всего, системное управление социально - трудовой сферой. Диалектика социальной политики предполагает необходимость с одной стороны наиболее полно охватывать все социальное пространство: отрасли социальной сферы, рынок труда, социальное партнерство, социальную защиту, социальное страхование, пенсионную систему, с другой стороны - возникает объективная потребность на том или ином этапе истории выделять национальные приоритеты. В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений государственной социальной политики является подъем благосостояния населения России.

Второе, социальная справедливость в обществе переходного периода к рыночной социально - ориентированной экономике обеспечивается механизмами активного воздействия государства на экономику. В этот период возможно и необходимо, используя возможности централизованного управления и контроля процессами в экономике, в сфере социально - трудовых отношений, в сфере потребления общественных ресурсов и в налоговой системе обеспечить создание условий для подлинно демократического поворота стихии рынка к организованному порядку, к системе цивилизованных отношений, к потребностям людей.

Третье, социальная политика на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации носит в существенной мере право и нормо-устанавливающий характер. Наполнение социальной политики предметным содержанием и выход непосредственно на человека происходит на районном, муниципальном (городском) уровне, на уровне предприятий и организаций. Поэтому крайне важным для системы социального управления представляется успех проводимой в настоящее время реформы органов местного самоуправления.

Тема 2. Модели социального управления

Приступая к изучению Темы 2 учебной программы, следует, прежде всего, выяснить для себя понятия «общество» и «социальная система».