Предмет дисциплины «Социология управления», процессы и социальные отношения (обзорная лекция), страница 5

Общество как социальная реальность представляет собой людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия и взаимосвязи в целях удовлетворения своих потребностей. В настоящее время большинство социологов выделяют следующие основные признаки общества:

а) интегративность как достижение такого уровня культуры, когда уже сформированы определенные социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязей и взаимодействий людей, в основе их объединения в сложившейся системе социальных отношений,

б) общность территории,

в) способность к само регуляции, самодостаточность (то есть способность создавать необходимые условия для жизнедеятельности людей),

г) целостность и устойчивость (то есть способность интенсивно поддерживать и воспроизводить внутренние связи - функции благодаря наличию социальной структуры. Отметим, что различные социальные структуры как относительно устойчивые социальные образования, связи, отношения - складываются в процессе развития общества в результате закрепления устойчивых взаимодействий людей).

Социальная система это функционально взаимосвязанное (целостное) образование различных социальных элементов и структур. Внимательно прочитайте об этом материал на странице 1 Темы 2 компьютерной обучающей программы.

Основная часть вопросов Темы 2 в той или иной мере связана с понятием модели управления. Это неслучайно. В социологии управления модель это почти всегда мысленно представляемая система связей, позволяющая судить о реальном социальном объекте с помощью схем, расчетов, статистических соотношений, аналогий, прогностических оценок. Полученная информация позволяет принимать решения, но вовсе не гарантирует от серьезных ошибок в управлении. Управление - пока остается в значительной степени областью субъективного и принципиально не формализуется. Запомните: управление людьми в реальной жизни это не воздействие на них, еще менее это некоторый набор «правил», но всегда - искусство взаимодействия с ними, ибо единственный ключ, который откроет путь к успеху управления, называется сотрудничество. Попытайтесь вдуматься в смысл этого слова: СО - ТРУДНИЧЕСТВО, - это очень не просто, ведь для того, чтобы сотрудничать с другими, надо научиться сотрудничать… с собой! В контексте сказанного, приступайте к изучению последующих вопросов. Рассматривая роль государства в управлении, обратите внимание на современные тенденции государственной социальной политики (страница 2 компьютерной обучающей программы). Внимательно изучите особенности формирования организационно - функциональных структур социального управления и их эффективной реализации (на страницах 3-5 Темы 2 обучающей программы конспект вопроса составлен применительно к практике управления), вновь вернитесь к содержанию целей социального управления (страница 1 Темы 1).

Изучая методы социального управления, попытайтесь осмыслить содержание классификационной таблицы, данной на странице 7 компьютерной обучающей программы. С практической точки зрения, управление это всегда вопрос о том, как управлять, какими методами и средствами, стимулами и санкциями. Методы - это способы, с помощью которых достигается результат. В социологии управления условно выделяют формализованные (договорные, организационные) и институциональные (социальные, организационные) группы методов. В зависимости от средств управления, характера стимулов группы методов разделяют на экономические, административные и социально-психологические.

Ни одна из групп методов не выступает в самостоятельной форме, все они сочетаются между собой. Следует понять, что экономические методы управления являются следствием законов объективного мира (природы, общества, мышления). Они вытекают из экономических интересов и включают экономический инструментарий: финансы, ценообразование, формы и методы стимулирования труда и т.д. Основными принципами, отражающими социологический аспект экономических методов управления должны быть: