Психопедагогика, задачи обучения, страница 4

«169»

В действительности каждая из категорий таксономии снабжена комментариями, пояснительным материалом и примерами проверочных заданий, предназначенных установить овладение знанием данного конкретного уровня. Такие задания позволяют показать общую направленность таксономии. Систематизации типа проводимой создавались в дни расцвета психометрии, основной целью которой была разработка критериев как классификации, так и проверки тестовых изданий. Следовательно, логическое обоснование таксономии не связано с выработкой задач обучения, оно скорее определяется оценкой этих задач, после того как они установлены.

Ил. 7.1. Блумовская таксономия задач образования (B.S. Bloom et al. 1956).

I. Когнитивная область

1.00. ЗНАНИЕ

1.10. конкретного материала

1.11. терминологии

1.12. фактов

1.20. способов и средств обращения с конкретным материалом

1.21. конвенций (определений)

1.22. тенденций и результатов

1.23. системы понятий и категорий

1.24. критериев

1.25. методологии

1.30. универсальных понятий и абстракций данной области знаний

1.31. законов и обобщений

1.32. теорий и структур

2.00. ПОНИМАНИЕ

2.10. Объяснение

2.20. Интерпретация

2.30. Экстраполяция

3.00. ПРИМЕНЕНИЕ

4.00. АНАЛИЗ

4.10. элементов

«170»

4.20. взаимосвязей

4.30. принципов построения

5.00. СИНТЕЗ

5.10. Единичное сообщение

5.20. Разработка плана и возможной системы действий

5.30. Получение системы абстрактных отношении

6.00. ОЦЕНКА

6.10. Суждение на основе имеющихся данных

6.20. Суждение на основе внешних критериев

II. Аффективная область

1.00. СТРЕМЛЕНИЕ (НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ)

1.10. Осознание

1.20. Желание достичь чего-либо

1.30. Произвольное или избирательное внимание

2.00. ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ

2.10. Согласие на ответ

2.20. Желание ответить

2.30. Удовлетворение от ответа

3.00. ОЦЕНИВАНИЕ

3.10. Принятие какой-то ценности

3.20. Предпочтение какой-то ценности

3.30. Обязательность какой-то ценности

4.00. ОРГАНИЗАЦИЯ

4.10. Концептуализация ценности

4.20. Выработка системы ценностей

5.00. ПРЕДПОЧТЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТИ ИЛИ ЦЕННОСТНОГО КОМПЛЕКСА

5.10. Обобщенная установка

5.20. Предпочтение

При обсуждении способов проверки знания авторы утверждают, что типы тестовых заданий слишком конкретны и мешают созданию целостного систематического похода к разработке задач, связанных с данной проблемой обучения. В одном из своих комментариев они раскрывают свойственные таксономии недостатки. Например на уровне ЗНАНИЕ (1.00), как считают авторы, тестовые задания не должны оценивать механическое научение но и не должны слишком отличаться от задании, что используются при обучении. И хотя авторы приводят примеры тестовых заданий, определение задач зависит только от искусности индивида и не связано каким-либо систематизированным педагогическим способом ни с обучением тестированию, ни с этими задачами. А без такого обучения действительно очень трудно решить, проверяется механическое научение или какое-то другое. Фактически приводимые авторами примеры тестовых заданий для категорий этого уровня почти полностью связаны с механическим научением. Многие из этих заданий ориентированы скорее на умение обращаться со слонами, нежели на понимание понятии. Приведем пример тому.

«171»

Конструктор, создающий проекты зданий называется:

(1) плотником, (2) инженером-строителем, (3) архитектором, (4) чертежником, (5) инженером-механником.

При помощи периодической таблицы Менделеева можно:

(1) определить насыщенность газов, (2) найти степень ионизации многих сложных веществ, (3) предсказать свойства неоткрытых элементов, (4) установить точные молекулярные веса сложных веществ.

Данным подход заметно отличается от подхода, который я обсуждаю в гл. 15, когда веду речь о тестировании. Не следует, однако думать, что один из подходов ошибочен. Каждый учитель или коллектив учителей сам решает, какой из них им больше нужен. Важно при этом учитывать характер деятельности, и если, рассмотрев проверочные задания, связанные с механическим научением, вы решили, что они полезны, то пользуйтесь ими. Опасность не в их использовании, а в представлении, будто вы проверяете концептуальное научение, хотя тестируете научение механическое. Логическое обоснование блумовской таксономии в данном случае не очень-то полезно. В своем подходе к конкретизации целей я сознательно попытался построить логическое обоснование таким образом, чтобы предостеречь от подобной опасности. Преуспел я в этом или нет, вы сможете судить, прочтя следующие несколько страниц.