Психопедагогика, задачи обучения, страница 2

Но что сделать? Дроби? Пиаже? Систему исчисления? Нетрудно установить их непригодность для этого. Вам, по-видимому, необходимо решить, что принять за основание научения в различных областях знания. Например, в качестве основания прочного знания дробей могли бы вы довольствоваться умением ученика находить ½, ¼, 1/8 и 1/16 от целого? Или в качестве знания Пиаже - его умением написать названия основных стадий когнитивного развития по Пиаже? Я думаю, что, принимая по внимание все сказанное ранее об оценке различных типов научения, вы захотите более серьезных основании. Но то, к чему я вас побуждаю, можете сделать только вы сами. Учитель сам принимает решение о том, какие из задач он должен выделить внутри более широких рамок школьных программ. Если вы считаете, что умение рассказать о различных дробях соответствует поставленной задаче, и ваши коллеги с вами согласны, то вам необходимо сформулировать эту задачу в как можно более однозначных терминах. Основное в обосновании задачи - сделай, ясным то, что часто остается туманным, и сделать это таким образом, чтобы вы и ваши коллеги с большим основание решали, стоящие это задачи или нет.

«166»

Достижение согласия. Вы, вероятно, сталкивались с тем, что добиться согласия о значимости задач гораздо легче, если задачи носят весьма отвлечённый характер. Проблемы возникают тогда, когда люди пытаются прийти к общему мнению о более конкретных задачах. Поясним этот момент, рассмотрев общую задачу, которая могла бы быть также основной целью педагогических факультетов. Очевидно, мало бы кто возражал против такой цели, как «подготовка квалифицированных учителей». Однако почти наверняка вы придете в замешательство, когда попытаетесь определить те качества, которые вам следовало бы воспитать у студентов с тем, чтобы они стали квалифицированными учителями. Скорее всего разногласия вызовут как знания, так и навыки, которыми должен обладать хороший учитель. Так, я могу считать, что учителю очень важно иметь представление о путях формирования понятий, а кто-то может отнестись к этому как к ненужному теоретизированию. Точно так же кто-то может рассматривать умение применять телесные наказания как полезный навык, а я отношусь к этому умению отрицательно. Те же самые трудности возникают при обсуждении любых типов навыков и областей знаний учителя. Суть в том, что за различными мнениями о подготовке квалифицированного учителя скрываются различные представления о таком учителе. И когда общее суждение отодвигается на второй план, разница между этими представлениями становится очевидной.

То же самое, вероятно, можно сказать об обучении в любой области деятельности. Кажется, легко достигнуть полного согласия о желательности обучения географии, истории, литературе или этике, но выяснение вопроса через обучение, каким конкретным умениям и знаниям выполняются данные общие, задачи, конечно, вызывает горячие споры. Общее решение о характере навыков и понятий, которыми должны овладеть дети при изучении учебного предмета, редко принимает сам учитель. На это решение помимо педагогических влияют социальные, политические, юридические, исторические, философские и дру­гие факторы. Под их воздействием в упоминавшихся выше учебных предметах в последние годы радикально изменились большинство задач обучения. Главное, что поменялось, — это зависимость от учителя окончательного решения об осваиваемых по данному учебному предмету ключевых навыках и понятиях. Хотя, конечно, учитель, будучи включенным в воспитательную и социальную жизнь общества, каким-то образом влияет на это решение.

«167»

Другими словами, не существует способа, позволяющего выявить «подлинные» задачи какой-то области обучения. Но если учителя не приемлют тех или иных целей, то маловероятно, что они многого достигнут. На самом деле учителя, оставаясь в рамках уже упоминавшихся социально-образовательных факторов, обычно вырабатывают собственные цели или же принимают цели, выработанные их коллегами по работе. Их разработка позволяет учителю или коллективу учителей спланировать свою деятельность и уточнить ее рсзультаты. Последующий анализ общих целей, поскольку он включает оценку значимости тех или иных мнений, представляет скорее педагогическую, чем философско-политическую проблему.