Обсуждаем проблему личности и характера, страница 3

«Если подвести итог, то можно сказать, что соотношение личности и характера - это не соотношение двух противоположных образований, это образования как бы иерархические; и то, что мы обнаруживаем в характере, может быть ассимилировано личностью, а может активно отвергаться, личность может бороться с этим».

Можно указать целый ряд ситуаций, когда социальная активность, связанная с воспитанием человека, апеллирует именно к тому, что принято относить к характеру – так, в частности, «многие мотивационные отношения, социально прививаемые мотивы человека, имеют своим предметом именно черты характера». Эту часть выступления можно резюмировать таким образом, что социальная коррекция индивидуальных характеров (как «по характеру», так и вопреки ему) происходит путем формирования активных личностных отношений к присутствующим или отсутствующим характерологическим чертам как к желательным или нежелательным. Этот процесс начинается на достаточно ранних стадиях онтогенеза и культурно обусловлен. Критерием психологически развитой личности в выступлении названо наличие непротиворечивой внутренней мотивационной системы. Можно говорить о необходимости доопределения этой формулы, однако нельзя не отметить, что параметр «характер» в принципе не является для Вилюнаса центральным определителем уровня личностного развития.

В этой связи следует заметить, что выступление Вилюнаса вообще отличает несвязанность объяснительными категориями, центральными для рассуждений Гиппенрейтер. Создается впечатление, что с его точки зрения жизненное поведение личности и можно, и нужно трактовать в иных, более конкретных терминах. "Мне кажется, – говорит он,– что поиск критериев разведения характерологического и личностного в поведении человека должно направиться на изучение тех механизмов, которые реализуют характер и личность." Механизмы эти лежат в области ситуативных эмоциональных реакций на события и контролирующих их волевых процессов. Эмоции и волю с этой точки зрения нельзя объединять вместе с характером в единую группу индивидуальных свойств, с тем, чтобы потом противопоставить все это личности. Для Вилюнаса, скорее, характер и личность являются "интуитивными" категориями, используемыми для объяснения поведения в условиях отсутствия точных знаний о функционировании мотивационных, волевых и эмоциональных процессов.

Вилюнас солидарен с Гиппенрейтер в отношении необходимости «реабилитации психопатологического материала»; логика реабилитации, однако, у него имеет свои нюансы. Она опирается прежде всего на необходимость плюралистического понимания нормы. Каждая форма отклонения, в том числе различные акцентуации и психопатии, связана, возможно, с потребностями эволюционного процесса, со сложной динамической структурой сферы существования и сосуществования исторического человека (в том числе и прачеловека). «Возможно, – говорит он, - что акцентуации представляют собой отклонения  редких случаев жизни. Может быть даже это один из механизмов видообразования». Действительно, все, что говорилось об укрощении характера личностью, имело смысл применительно к относительно спокойным, стабильным, долговременным ситуациям (состояниям, деятельностям и т.п.) В экстремальных же ситуациях способны реализовать неосвоенные, «незнаемые» личностью психические (и в том числе характерологические) структуры. «Для решения этих проблем недостаточно, однако, ни здравого смысла, ни патопсихологического материала..., а нужен анализ более широкого контекста, который, видимо, выходит за пределы собственно психологии».

Зейгарник Б.В. Короткое выступление Б.В.Зейгарник имело в целом нормативный и недвусмысленный характер:

во-первых, соотносительный анализ личности, характера и темперамента не будет полным, завершенным, без рассмотрения категориальных отношений этих понятий с такими, по меньшей мере, понятиями, как индивидуальность, субъект, субъект действия: