Анализ расходов на реализацию товаров и их оптимизация в современных условиях, страница 3

Сумма израсходованных средств на оплату труда находится в прямой зависимости от изменения численности работников и средней заработной платы на одного работника; внесение которых измеряют приемом абсолютных разниц по формуле:

ФЗП = Ч*ЗПср,                                    (3.5)

где ФЗП – фонд заработной платы;

            Ч – среднесписочная численность работников;

       ЗПср – средняя заработная плата работников.

Абсолютное отклонение не характеризует качество использования средств на оплату труда, так как при этом не учитывают динамику товарооборота, изменения производительности труда работников торговли.

Для определения влияния указанных факторов по расходу средств на оплату труда используется формула:

                              (3.6)

где ФЗП – фонд заработной платы;

         ТО – объем товарооборота;

       ЗПср – средняя заработная плата на одного работника;

         ПТ – производительность труда одного работника.

Следовательно, сумма израсходованных средств на оплату труда находится в прямой зависимости от изменения объема товарооборота и средней заработной платы, и в обратной – от изменения выработки на одного работника. Их влияние можно изучить с помощью приема цепных подстановок.

Как известно, прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и главным источником стимулирования труда, торгового и социального развития предприятий, роста их имущества и собственного капитала. Одним из видов прибыли отчетного периода является прибыль от реализации продукции, которую определяют вычитанием из валовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, расходов на реализацию.

Таким образом, прибыль от реализации зависит от расходов на реализацию товаров.

Влияние изменения среднего уровня расходов на реализацию товаров рассчитывают умножением фактического товарооборота отчетного периода на отклонение в динамике по нем и делением на 100.

Показатели суммы прибыли характеризуют абсолютный финансовый результат хозяйственной деятельности. Для более объективной оценки деятельности используется относительный показатель рентабельности.

Уровень рентабельности продаж рассчитывается отношением прибыли от реализации к товарообороту и умножением на 100. он показывает сколько процентов составляет прибыль в товарообороте.

Уровень рентабельности продаж находится в обратной зависимости от уровня расходов на реализацию товаров. То есть, повышение уровня расходов на реализацию товаров в динамике в том же размере снижает уровень рентабельности и наоборот.

3.2 Анализ структуры и динамики расходов на реализацию товаров

Начальным этапом анализа расходов на реализацию товаров розничного торгового предприятия является определение динамики расходов на реализацию по общему объему. Изучение динамики предполагает сравнение и оценку применения фактического уровня расходов на реализацию в анализируемом периоде с данными за прошлый год.

Расходы на реализацию розничного торгового предприятия за отчетный год характеризуются данными таблицы 3.1.

Таблица 3.1

Информация о выполнении плана расходов на реализацию

по филиалу «Микашевичское РТП» Лунинецкого райпо

Млн.р.

Показатели

Фактически за прошлый год (2003)

Отчетный год (2004)

Отклонение (+, -)

2004 г. в % к 2003 г.

План

Факт

Выполнение плана, %

От плана

От прошлого года

1. Оборот от реализации

4420

5500

5772

104,95

272

1352

130,58

2. Сумма расходов на реализацию

671

850

833

98,02

-17

162

124,04

3. Средний уровень расходов на реализацию в % к обороту

15,20

15,45

14,43

-

-1,02

-0,77

-

План товарооборота филиала «Микашевичское РТП» Лунинецкого райпо перевыполнен на 4,95%, а сумма расходов на реализацию снизались по сравнению с планом на 23147 тыс.р., что обусловило понижение их уровня на 1,02% ук обороту.