Белорусская культура в духовной жизни Великого княжества Литовского, страница 5

Крепостные театры: Радзивилов в Несвиже (1740-90-ые гг.) и с 1751 по 1760 гг. – в Слуцке,  в Слониме с 1771 по 1791 гг. театр Агинского, в Гродно с 1769 по 1789 гг. театр А.Тизенгауза.

Русские помещики также имели театры на Беларуси: Чернышов в Могилеве и Чечерске, С.Зорич в Шклове (1778-1800). Все эти театры характеризуются высоким профессиональным уровнем. Магнаты принимали в свои театры местных и европейских мастеров (композиторы Альбертини, Голанд и др.; музыканты Данези, Ситанский и т.д.).

Существовали балетные и музыкальные школы  в Слуцке, Слониме, Несвиже, Гродно, Шклове, где дети мещан и крепостных крестьян обучались сценическому мастерству, танцам, пению, владению музыкальными инструментами. Воспитанники Гродненской школы Тизенгауза блистали на польской сцене и сложили ядро королевского балета, а выпускники шкловских балетных и музыкальных школ пополняли труппы императорских театров в Петербурге.

В Театрах был богатый репертуар. Ставились оперы, балеты, трагедии, комедии. Крепостной театр Беларуси был уже полностью явлением светским.

Литература.

Постепенно начало преобладать светское направление. В конце XVIII в. на Беларуси печатались книги на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском и латышском языках. Стихи: классицизм и сентиментализм. Много польских писателей здесь родились (Карпинский, Дудинский, Ясинский и т.д.).

Белорусская литература проявилась в политической сатире (т.к. легальной трибуны не было): «Указ гарачы», «Праспект», «Песнь руская» и т.д. В 1794 г. возникла «Песня беларускiх жаýнераý». Это первое в белорусской литературе непосредственное обращение к народу с призывом борьбы с царизмом. Видоизменяется жанровая структура: не первый план выходит поэзия. Развивалась комедийная поэзия – библейские сюжеты. В 1787 г. появилась первая многоактовая белорусская «Камедыя» Каэтана Марашэвского (центральный персонаж – белорусский крестьянин Дёмка). Здесь использовался белорусский язык, т.к. в «низких» жанрах это допускалось (комедия).

В конце XVIII в. зарождается интерес к народной жизни, фольклору. Появляется первое этнографическое исследование «Описание Кричевского графства, или бывшего староства» А.К.Меера.