Белорусская культура в духовной жизни Великого княжества Литовского, страница 3

                Посмотрим на название государства - “Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское”. Слово Литовское - это принадлежность к государству, русское - славянское население, жемойтское - балтское.

                На протяжении всей истории ВКЛ власть его центральных органов над периферией имела ограничения. Печета называл ВКЛ: “Конгломерат феодальных княжеств и владений, объединенных под властью Великого князя.”

                Слабость центральной политической власти являлась одним из факторов свободного развития белорусской и литовской культур и народных традиций. Создание белорусско-литовского государства являлось колыбелью народов. Совместное проживание белорусов и литовцев не смогло затормозить процесс складывания белорусов в самостоятельное этническое сообщество. Потому что этот элемент являлся более мощным в экономическом, социальном и духовном отношениях.

                Фактически во все время существования княжества до Люблинской унии и даже позднее просвещение, наука, искусство, ремесла развивались, главным образом, на белорусских землях. Большинство деятелей культуры также родилось на этих землях. Практически все центры, в которых совершались важнейшие государственные, исторические и культурные события княжества, находились на территории Беларуси. Вспомним! Три столицы ВКЛ: Новогрудок, Троки , Вильно; “Малая столица” княжества - Несвиж (родовое гнездо Радзивилов - канцлеров и князей славянизированных); Место съезда депутатов Великого сейма - Слоним; место заключения Кревской унии - Крево; ряд последующих уний - Гродно; уния 1596 г. - Брест; основные учебные заведения (православные и католические коллегии) - Полоцк, Несвиж, Орша, Вильно, Гродно, Новогрудок, Витебск, Могилев, Мстиславль и др.; основные типографии - Вильно, Брест, Минск, Ивье, Лоск  (около Молодечно), Слуцк и др. Ну и, конечно, язык. Первый документ на польском языке появился лишь в 1523 г. (а литовцы изобрели письменность в конце XVI в.). Таким образом можем заключить, что влияние белорусской культуры на литовскую было большим, чем литовской культуры на белорусскую.

2.Эпоха Возрождения в Беларуси.

Возрождение, в целом, - эпоха становления раннебуржуазных культур в Европе XIV-XVI вв. Опорой становления этих культур были города. Формируется новое мировоззрение – гуманизм. Гуманизм человека был ориентирован на земные (реальные) ценности. Происходит обращение к культуре античности (отсюда и название «возрождение»). Античность бралась за точку отсчета, на основе которой формировалась новая возрожденческая культура.

В период возрождения в ВКЛ происходят интенсивные процессы: книгопечатание, образование, повышается интерес к культурным ценностям античности, развивается меценатство, распространяются идеи гуманизма, идет становление бел.языка и т.д.

Специфические особенности возрождения в ВКЛ. Эти особенности были вызваны: а) более низким уровнем культуры в белорусском городе, чем в Европе; б) большая зависимость городов и местечек от феодалов.

1)  В белорусском возрождении мы видим меньшее внимание к светскому началу.

2)  Незавершенность национальной дифференциации (белорусы не выделялись как этнос).

3)  Незавершенность культурной консолидации белорусов, украинцев, литовцев.

Своеобразие белорусского возрождения:

1)  Интеграция религиозно-реформаторскихи гуманистических идей.

2)  Связь с антифеодальной и национально-освободительной борьбой.

3)  Взаимодействие духовных культур Беларуси, Литвы, Украины, Польши и т.д.

4)  Белорусское возрождение началось позже, чем в Европе (с конца XV в.).

Реформация в Беларуси.

Реформация – общеполитическое и идеологическое течение в Западной Европе в XVI в., направленное против католической церкви и имеющее антифеодальный характер.

Цели: ликвидация господства церкви, секуляризация церковных земель, упрощение церковного культа.