Снижение аварийности забойных скребковых конвейеров, страница 8

Определение допустимой длины конвейера, перемещаю­щего груз по наклонной выработке вниз при углах наклона β > -40°. На таких конвейерах привод, как правило один и устанавливается в верхней части конвейера. Такие конвейеры называют тормозными. При холостом ходе конвейер работает в двигательном режиме. По мере увеличения загруженности конвейера, последний переходит в тормоз­ной режим работы, при котором электродвигатель привода работает в генераторном режиме. Допустимую длину LD конвейера определяем в следующей последовательности.

а) Определяем абсолютное значение тормозного усилия (FН-С)LD привода

Н                                              (5.29)

Тормозное усилие (FН-С)LD создаётся электродвигателем при­вода при работе последнего в генераторном режиме и передаётся цепи через ведущую звёздочку. Тормозное усилие уравновешивает действие неуравновешенной составляющей веса груза грузовой ветви.

б) Выражаем (FН-С)LD через разность натяжений цепи в сбе­гающей с бегущей звёздочки грузовой ветви (Sсб) и набегающей на неё порожняковой ветви

где SСб>SНб по абсолютной величине при работе конвейера с рас­чётной нагрузкой в тормозном режиме.

в) Определяем абсолютное натяжение цепи в характерных точках контура, приняв за точку отсчёта минимальное натяжение в контуре цепи ( S2 = Smin = SП.Р).

г) Располагая абсолютными величинами натяжения цепи в харак­терных точках контура и решая совместно уравнения (5.24, 5.25, 5.29) относительно длины конвейера получаем

              (5.30)

В формуле (5.30) β1 = -β ; а β2 = β

5.3.7 Определение критической длины скребкового конвейера LК из условия возникновения резонанса в цепи

Тяговые цепи, как и все цепные передачи, отличаются неравно­мерностью движения, вызываемой периодическими изменениями мгно­венного радиуса навивки на ведущую звёздочку (рис 5.7).

Неравномерность движения тяговых цепей сопровождается воз­никновением в них динамических усилий, величина которых при опре­делённых условиях может оказаться соизмеримой с величиной стати­ческого натяжения цепей. Кроме того, динамические усилия вследст­вие их многократного (периодического) приложения к тяговым цепям приводят к усталостному разрушению последних. За период зацепле­ния 2 одного зубца ведущей звёздочки с шарниром цепи изменяется скорость цепи и ускорение цепи в точках набегания на ведущую звёздочку и сбегания с неё. После момента времени начала зацепления в течение первого полупериода зацепления τ цепь движется ускоренно достигая в конце полупериода значения vmax. Во вто­ром полупериоде цепь движется замедленно, снижаясь до величины vmax в конце периода зацепления. При этом в момент начала за­цепления (точки 1, 2, 3, 4) мгновенно возрастает ускорение от от­рицательного максимального значения (-amax ) до положитель­ного максимального значения ( + amax ).

Мгновенное возрастание ускорения представляет собой

Рис 5.7 Графики изменения скорости цепи и ускорения в точках на­бегания на ведущую звёздочку и сбегания с неё:

v - скорость цепи (м/с); Q- ускорение цепи (м/с2); t - время (с); 2τ - период зацепления одного зубца звёздочки с шарниром цепи (с); τ- полупериод зацепления (с); 1, 2, 3, 4 - точки момента времени начала зацепления, в которые происходит динамический удар