Природа коррупции и образование, страница 4

          Если обобщить уже сказанное, то надо отметить, что коррупции может устойчиво противостоять общество, которое базируется на ценности самостоятельности и законности. Роль образования состоит в том, что оно способно подрубить устои, нанести удар по природе и социальной основе коррупции, а не по ее следствиям и внешним признакам.

          Надо отметить, что эффективность антикоррупционной работы системы просвещения напрямую зависит от строгого и неукоснительного соблюдения законности в ней самой. К сожалению, в самой образовательной системе складывается ситуация, которая иногда «подспудно способствует формированию у молодых граждан России представления о необходимости определенной дополнительной платы в той или иной форме, тем или иным лицам или организациям, от которых в данный момент зависит решение… проблем... Выросшие в такой «коррупционной среде» граждане не будут смущаться в дальнейшем поступать по аналогии с привычными моделями поведения»[3]. Обшарпанные школы, бедные вузы, униженные педагоги, перебивающиеся от зарплаты до зарплаты и не имеющие никаких социальных перспектив, формируют в сознании учащегося из обеспеченной семьи сомнение: не решить ли свои учебные проблемы не честным трудом, а «материальной помощью» школе, вузу, преподавателю. Формируется почва для искушения. Зернышко коррупционного сознания посеяно. Оно брошено в самую богатую почву – детскую, юношескую душу. Если этот сорняк укоренится, то вся остальная борьба с ним будет в целом мало результативной, в основном бесперспективным сражением со следствиями. Это еще раз подтверждает, что система образования занимает одно из ключевых мест в борьбе с коррупцией: какие стереотипы поведения она сформирует в своих подопечных, таким и станет будущее общества. Сфера образования – это единственная сфера общества, которая, сама себя полностью воспроизводя, влияет на все остальные сферы, определяя их перспективы, тенденции развития, находясь у истоков их развития. Поэтому, в частности, результаты борьбы с коррупцией напрямую зависят от чистоты, свободы от всякого несоблюдения буквы и духа закона в просвещенческих учреждениях. Воспитывая, формируя ценности, приоритеты и стандарты поведения, система образования оказывает целенаправленное влияние на развитие всех сфер общества, тем самым стимулируя или, наоборот, подавляя коррупционные ростки в социуме, угнетая или поддерживая природу коррупции.

          Если система образования будет активно формировать нравственное правосознание подрастающего поколения и способствовать развитию навыков ответственного и самостоятельного поведения молодых граждан, создавая социальную базу гражданского общества, то по природе коррупции можно будет нанести еще один значимый удар. Так как природа этого криминального явления связана со слабой кодифицированностью норм права, их нечеткостью, неясностью, двусмысленностью формулировок, расплывчатостью норм-дефиниций, большим удельным весом подзаконных актов, конфликтом между нормами, издаваемыми органами власти федерального уровня, уровня субъекта федерации и местного самоуправления, то государственно-общественная антикоррупционная экспертиза проектов норм права при активной позиции граждан, руководства государственных учреждений играла бы существенную роль в борьбе с чиновниками, пользующимися дефектами законодательства.

          Полагаем, что особое место в такой экспертизе могли бы играть вузы системы Министерства внутренних дел России. Сеть этих учебных заведений объединяет в себе мощные силы специалистов в области теории права, различных материальных и процессуальных отраслей права, способных дать профессиональную оценку законопроекта; серьезные силы философов и обществоведов, способных увидеть социальные последствия применения тех или иных норм права, указать на природу интересов, скрывающихся за формальными юридическими формулировками, дать заключение логика на предмет наличия или отсутствия ошибок и уловок; силы специалистов в области филологии и лингвистики, способных дать заключение о возможности или невозможности однозначного толкования текста, ясного понимания используемых формулировок, о целостности и законченности текста проекта нормы права в целом и его отдельных частей. Такая комплексная экспертиза также должна учитывать широкий житейский опыт как профессорско-преподавательского состава, так и обучаемых. Слушатели, курсанты, широко привлекаемые к такого рода экспертизам, будут не только получать знания, значимые для выявления предпосылок коррупционного поведения правоприменителей, но и воспитываться в духе тотальной борьбы всего общества с преступными корыстными проявлениями.