Природа коррупции и образование, страница 3

          Думаем, современное нам общество сделать что-то решительное не сможет. Чтобы победить коррупцию, нам нужно поменять общество, а точнее, его нравственные устои. Сегодня система образования должна стать главным, ведущим, определяющим перспективы борцом с коррупцией. Ведь только после формирования глубоких нравственных принципов, неискаженного правосознания можно говорить об устойчивости результатов борьбы с криминалом. Сменится несколько поколений россиян, прежде чем можно будет почувствовать настоящие результаты. Но это не должна быть формальная смена. Каждое новое поколение должно быть все более и более «чистым» нравственно и быть более профессиональным. Воспитание должно вывести и размножить «породу» совестливых. Единая человеческая нравственность и высокий профессионализм чиновников, бизнесменов и сотрудников правоохранительных органов – вот результат, который важен в его целостности и который может выработать в масштабах всего общества только систематично и целенаправленно работающая система образования.

          При этом сфере образования должно помогать все общество. Государственные средства массовой информации обязаны информировать граждан о завершенных процессах по делам мздоимцев; стоит публиковать массовыми тиражами соответствующую наглядность: плакаты, бюллетени и т. д. Необходимо широко практиковать выездные сессии судов над должностными лицами, использовавшими свои служебные права и властные полномочия в целях личного обогащения. Проводить эти сессии как в учебных заведениях общего и профессионального образования, так и в органах государственной и муниципальной власти и управления. Встречи, коллективные и индивидуальные беседы с сотрудниками прокуратуры, ОБЭП, ФСБ, ФСНП должны стать регулярными во всех учреждениях, организациях, предприятиях. Юридический всеобуч населения должен стать предметом государственной политики. Причем было бы важным не просто разъяснить права, свободы и обязанности граждан, должностных лиц, но и подробно объяснять социальный и нравственный смысл норм права, дух закона, сущность правосудия как способа установления справедливости. Важно, чтобы для самых широких масс населения была объяснена генетическая связь морали и права.

          Система образования способна играть генерирующую роль в процессе формирования гражданского общества, столь необходимого в качестве заслона от продажных настроений отдельных государственных и муниципальных служащих. Политическое воспитание и образование как залог поступательного формирования самостоятельности самодеятельных структур общества должно выработать и развить сознание инициативного гражданина, способного в добровольном объединении с другими ответственными гражданами решать свои проблемы без привлечения ресурсов государства, не требуя постоянного посредничества чиновников. Конечно, это сознание может успешно базироваться на практике школьного самоуправления и вузовской академической автономии. Политические знания должны быть столь же распространены, как сейчас школьные знания о природе химических и физических процессов. Школа и вуз должны сорвать пелену сакральности с действий властей.

          Аналогична роль системы образования в формировании устойчивой, прозрачной экономики, развивающейся по понятным всем людям правилам. Роль чиновника, его решения, значение и необходимость теневых способов решения деловых вопросов во многом отошли бы, если основы экономического образования по-настоящему пришли бы в среднюю школу. А высшая школа, давая любую специальность, закладывала бы знания в области менеджмента и экономики этой специальности. Образование должно сформировать такое сознание граждан, которое бы отвергало бизнес на авось, любые деловые отношения без знания гражданского законодательства. Только масштаб системы образования может сформировать стереотип разумного отношения к риску. Этот подход очень важен в отношении к рисковым договорам в гражданско-правовых отношениях в условиях рыночной экономики. Воспитание должно привить потребность в законном страховании своего личного имущества, гражданской ответственности и предприятий. В общем, педагогическая система может и должна воспитать человека, который способен не попадать (а главное – сам себя не загонять) в такую запутанную и полузаконную ситуацию, из которой можно выходить лишь нелегальными способами. Сочетание экономических и правовых знаний на базе сознания, отвергающего необоснованный риск, авось, небось, «проскочим», если что – «подмажем» и т. д., нанесет удар по социальной базе коррупции. Педагог обязан с детства убедить маленьких граждан в том, что сложный и иногда долгий, но правовой путь всегда лучше внешне простого неправового.