Природа коррупции и образование, страница 5

          Государственно-общественные экспертизы должны послужить тому, чтобы законопроекты имели открыто декларируемые и доказываемые своим содержанием ясные, понятные системы социально-справедливых целей и нравственных приоритетов, содержали в себе простые механизмы, создающие условия для контроля за правоприменителями как органами государственной и муниципальной власти, так и институтами гражданского общества. Такая экспертиза должна бороться со сложностью, запутанностью, некомплексностью в праве, на которых расцветает бюрократизм, формализм, волокита, произвол чиновника, а в конце концов – коррупция.

          Подводя итоги, отметим, что природа коррупции связана с безнравственностью и явными асоциальными установками лиц, обладающих властью. Репрессивно-правовые меры борьбы с корыстными преступлениями, собирательно характеризуемыми как коррупционные, как показывает практика, малоэффективны. Только все общество, скрепленное едиными нравственными установками и целями при выработанных стереотипах честного поведения сможет победить это зло. Чтобы добиться необходимого масштаба, в этом плане важно использовать особые возможности института образования, закладывающего перспективы будущего человечества. Первейшая социальная задача школы и вуза сегодня – остановить деградацию, криминализацию общественной жизни и пробудить у людей чувство взаимодоверия, совестливости и сотрудничества. Образование, которое, как известно, носит институциональный характер для бытия общества и человека, способно как максимально развить, так и беспощадно подавить то или иное социокультурное явление и должно в теснейшем сотрудничестве с правоохранительными органами и нарождающимися в России элементами гражданского общества свести природу коррупции на нет.

          Сегодня политическая воля и в целом не слишком большие финансовые затраты способны активизировать мощный социальный и гуманистический потенциал института образования.



[1] См.: Клямкин И. М., Тимофеев Л. М. Теневой образ жизни. Социологический автопортрет постсоветского общества // Полис. – 2000. - № 4. – С. 19.

[2] См.: Клямкин И. М., Тимофеев Л. М. Теневой образ жизни. Социологический автопортрет постсоветского общества // Полис. – 2000. - № 4. – С. 19 – 37, № 5. – С. 121 – 132.

[3] Треушникова С. В., Треушников И. А. «Коррупционная среда» в системе образования // Борьба с коррупцией в России. Возможности и перспективы. Сборник научных трудов. – Нижний Новгород, 1999. – С. 123.