«Муниципализация» органов власти как один из путей противодействия коррупции

Страницы работы

Содержание работы

Лаврентьев Александр Рудольфович, старший преподаватель кафедры административного права Нижегородской академии МВД России, к.ю.н.

«МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ» ОРГАНОВ ВЛАСТИ КАК

ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Коррупцию принято рассматривать как деятельность должностных лиц органов власти, идущую вразрез с интересами службы с целью личной выгоды и с использованием служебного положения. Типичные ее проявления – взяточничество, «срастание» властных структур с преступными сообществами, незаконное лоббирование и др. Как правило, коррупция сопровождается другими негативными для работы органов власти факторами: бюрократия, падение уровня профессионализма кадровых сотрудников, снижение авторитета публичной власти.

На наш взгляд, одной из основных причин появления и развития коррупции в любом обществе служит наличие слабых демократических начал в формировании властных структур, неразвитой системе контроля за их деятельностью, что в конечном итоге приводит к изоляции государства и общества.

Идея демократии развивается в Конституции России, в частности, статья 3 предусматривает две формы народовластия в стране:

-  непосредственную (реализация этой формы демократии является огромной проблемой, но проблемой не власти, а общества, зависит от всех составляющих нашей жизни: социальной, экономической, национальной, политической и др.);

-  представительную: через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Полагаем, что появление нового уровня власти дает нам возможность рассмотреть проблему коррупции через призму «муниципализации» органов власти, или процесса передачи полномочий по удовлетворению потребностей общества силами, находящимися в арсенале системы местного самоуправления. Органы местного самоуправления занимают ключевое место в данной системе, поскольку иные формы пока не имеют достаточного «веса».

На муниципальные выборы население ходит не очень активно, местные референдумы проводятся крайне редко, собрания (сходы, конференции) граждан по-прежнему диковинные явления, территориальное общественное самоуправление не развито. Провозглашенная в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» форма осуществления местного самоуправления с красивым названием «народная правотворческая инициатива» не только не применяется, а скорее «в принципе» не может быть реализована. Такие формы как обращения граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование (теперь можно говорить о голодовках и даже актах самосожжения) имеют место, но не в качестве средства удовлетворения потребностей местного населения, а все-таки средства защиты или отстаивания собственных, законных интересов.

Таким образом, органы местного самоуправления в настоящее время выполняют основной объем полномочий муниципального уровня власти. Следует отметить, что как самостоятельный уровень власти его рассматривают не все правоведы и, тем более, главы субъектов Российской Федерации. Однако органы местного самоуправления занимают достойное место в системе публичной власти в стране:

-  на местном уровне реализуется 32 % властных полномочий;

-  ими предоставляются жизненно важные услуги для населения;

-  в сравнении с органами государственной власти (федеральных, федеральных территориальных в округах, федеральных территориальных в субъектах России, региональных) органы местного самоуправления более приближены к населению;

-  их, наконец, просто больше, поскольку зарегистрировано около 14.000 муниципальных образований, каждое из которых имеет собственную систему органов местного самоуправления.

Следует учитывать усложнение системы управления обществом в последнее время. В этой связи, полагаем можно и нужно спорить об эффективности разделения страны на федеральные округа. «Укрепление вертикали власти» - красивый повод, но не более того, поскольку есть ряд объективных (а не исторических или отвлеченно философских) возражений. Например, полномочия представителей Президента в федеральных округах созданы за счет властных функций органов государственной власти двух уровней: России и субъектов Российской Федерации. Новый уровень власти не создается вновь, он есть результат перераспределения уже имеющихся полномочий. Это влечет проблему «разрастания» государственного аппарата; в перспективе каждый из почти 50 федеральных территориальных органов образует окружные подразделения (это уже сделали Прокуратура, Министерства юстиции и внутренних дел).

Похожие материалы

Информация о работе