Особенности развития коррупционных процессов и осуществления антикоррупционной деятельности в странах СНГ, страница 3

5. Особенностью стран СНД является также то, что практически все они характеризуются слабой основой добропорядочности общества, в частности недостаточно развитыми демократическими институтами. В них нарушается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (приоритет, как правило, отдается исполнительной, причем имеет место тенденция «поглощения» исполнительной властью двух остальных ветвей власти). Особую тревогу вызывает зависимость судебной власти от власти исполнительной (их функционирование в «ручном режиме»), что чревато губительными последствиями для построения правового государства.

С рассматриваемых странах не имеет полноценного функционирования такого важного для противодействия коррупции социального института, как средства массовой информации (СМИ). СМИ в силу зависимости и подконтрольности государству либо определенным финансово-олигархическим группам не имеют возможности в полной мере осуществлять роль «сторожевого пса демократии», роль «четвертой власти» в обществе.

Таким образом, зависимые СМИ из средства контроля народа за властью превращаются в средство контроля власти над народом либо в средство контроля конкретных лиц или групп лиц (т.н. кланов) над властью и народом. Первая ситуация имеет место тогда, когда СМИ полностью подконтрольны определенному государственному органу власти, который определяет не только направление его деятельности, но и содержание публикуемых материалов, вторая — в случае, когда то или иное СМИ находится в фактической собственности либо подконтрольности определенных лиц и используется для удовлетворения своих личных или корпоративных интересов.

Ситуация из СМИ, например в Украине, дает основания ведущим журналистам заявлять о том, что в этой стране «нет средств массовой информации, могущих масштабно и объективно информировать население о событиях»[7], в том числе связанных с коррупцией.

Исходя из политических процессов, уровня развития гражданского общества, основных демократических институтов, прозрачности власти, страны СНД нельзя назвать демократическими государствами в традиционном понимании этого слова. Более того, во многих из них даже наблюдаются элементы отхода от демократических завоеваний начала 90-х годов, что не может не сказаться на состоянии коррупционных процессов.

6. Страны СНД отличает также то, что во многих случаях в центре коррупционнных скандалов оказываются высшие должностные лица, включая первых лиц государства, их родственники, лица из ближайшего окружения. Такие случаи имеют место и в других странах мирах (в этой связи достаточно вспомнить Б.Бхуттто (Пакистан), Б.Нетаньяху и Е.Вайцмана (Израиль), Сухарто (Индонезия), Чон Ду Хвана и Ро Де У (Южная Корея). Но в странах СНД они: во-первых, случаются чаще; во-вторых, как правило, связаны с похищением огромных сумм государственных средств либо незаконным получением таких средств иным способом; в-третьих, носят более откровенный характер, что является свидетельством уверенности субъекты таких коррупционных деяний в во вседозволенности и безнаказанности.

II. Особенности антикоррпционной деятельности в странах СНД.

1. Первая особенность антикоррупционной деятельности в странах СНД связана с преувеличением роли специального антикоррупционного законодательства. Создание специальных комплексных нормативно-правовых актов антикоррупционного содержания, признание коррупции специальным видом преступного деяния рассматриваются как панацея от коррупции.

В 1995-1998 г.г. в ряде стран СНД были приняты специальные антикоррупционные законы, а именно: в Украине («О борьбе с коррупцией — принят 5 октября 1995 г.), в Республике Молдове («О борьбе с коррупцией и протекционизмом» – принят 27 июня 1996 г.), в Республике Казахстан («О борьбе с коррупцией» –принят 2 июля 1998 г.)), и в Российской Федерации, только не федеральный, а одного из субъектов федерации – Республики Башкортостан («О борьбе с коррупцией» – принят 13 октября 1994 г.). Неоднократное принятие Государственной Думой РФ федерального закона «О борьбе с коррупцией» и неоднократное отклонение его Президентом РФ — это особая история. В Республике Киргизия и Республике Молдова в Уголовных кодексах были предусмотрены специальные статьи об ответственности за коррупцию, то есть коррупция выделена в отдельный состав преступления.